ОТ РЕДАКЦИИ: Ностальгия


В памятные 1990-е гг. наши чиновники утратили значительную часть контроля над потоками нефтедолларов. Сначала была отменена госмонополия на экспорт нефти, затем - система назначаемых спецэкспортеров, затем - практика экспорта по федеральным программам (вроде реконструкции Кремля). Поставки за рубеж стали прозрачными, а всех посредников от этого бизнеса отлучили.

С тех пор чиновников не покидает идея исправить ситуацию в свою пользу. И у них есть железный аргумент - частные нефтяные компании слишком хорошо живут. Летом многие олигархи признались, что нажили миллиардные состояния, а миллиардеры - по данным ВЦИОМа - не нравятся 49% населения страны. Накопленные деньги нефтяники "тупо" держат на счетах и мало инвестируют в другие отрасли, которым государство хочет помочь (например, оборонную). Явно требуется вмешательство. Но какое вмешательство? Зимой государственный "Росрезерв" решил заняться торговлей нефтью и попросил у правительства разрешения и денег на закупки сырья у частных компаний с целью последующей реализации по более выгодным ценам, в том числе на экспорт. Главным препятствием оказался законодательный запрет на доступ к экспортной трубе посредников, каким должен выступить "Росрезерв".

Но чиновники могут переписать закон. Летом замглавы администрации президента Дмитрий Козак предложил объявить собственностью государства всю добытую нефть, а компаниям платить за услуги по добыче сумму, "обеспечивающую нормальную прибыль".

Козаку пришлось идти на попятный, но на днях выпавшее знамя подхватил министр природных ресурсов Виталий Артюхов. Он хочет зафиксировать за государством приоритетное право покупки нефти (и других природных ресурсов) у компаний. Идея в том, чтобы государство - т. е. чиновники - зарабатывало нефтедоллары на благо общества и бюджета. Но мы слишком хорошо помним и Павла Бородина, и советскую номенклатуру из внешнеэкономических объединений, чтобы верить в благое завершение таких намерений.

Мы согласны, что нужно повысить размер изъятий из нефтяной отрасли, но не за счет создания дискриминации на рынке, а за счет дополнительного рентного налогообложения владельцев нефтяных месторождений. Это, кстати, заставит компании отказаться от тех месторождений, которые они не разрабатывают, а держат на балансе для повышения капитализации. Если чиновники действительно хотят работать на благо общества, то им следует, используя допдоходы от нефтяной отрасли, снижать другие налоги.