Леви наводит порядок в EMI и в отрасли


Француза Алена Леви можно смело назвать революционером. После того как в октябре прошлого года он занял пост председателя совета директоров и генерального директора EMI Recorded Music, звукозаписывающего подразделения EMI Group, эта медиа-корпорация сократила 1789 рабочих мест. Число само по себе символично - в 1789 г. начался революционный террор во Франции.

Разумеется, преобразования Леви на этом не кончились. EMI прекратила отношения с четвертью всех своих артистов - прежде всего сокращения коснулись малоизвестных музыкантов. В дальнейшем Леви планирует коренным образом реформировать процесс производства и распространения музыкальных компакт-дисков. Революционными можно назвать и изменения в системе контрактов, заключаемых с менеджерами: с огромными авансовыми выплатами было покончено, теперь доходы руководителей привязаны к прибыльности корпорации и успехам продвижения артистов.

Возглавив музыкальное подразделение EMI, Леви поставил себе цель не просто возродить эту 105-летнюю медиа-империю, сыгравшую немалую роль в истории таких всемирно известных артистов, как Beatles, Rolling Stones и Гарт Брукс. Леви решил исправить серьезнейшие ошибки, допущенные звукозаписывающей отраслью за последние десятилетия, в частности отказаться от создания чрезмерно дорогих видеоклипов и оплаты чересчур амбициозных менеджеров.

По замыслу Леви, в глазах артистов EMI должна стать единственной "чисто музыкальной" компанией, в отличие от других гигантов медиа-рынка, для которых звукозапись является лишь одной из составляющих развлекательного бизнеса. Сейчас во главе всех подразделений, подчиненных Леви, стоят люди "из мира музыки", а второй эшелон руководства составляют прижимистые и расчетливые бухгалтеры. При этом с менеджерами второго эшелона обычно заключаются краткосрочные контракты, тогда как творческие руководители, способные найти и выпестовать талантливого исполнителя, получают, как предполагается, долговременные назначения в компании.

"Эта стратегия как бы призвана показать нам всем, что до сих пор отрасль работала в корне неправильно и не имела нормальной продуктивной модели", - считает аналитик медиа-рынка Джонатан Барретт из брокерской компании Teather & Greenwood.

Но задача, стоящая перед Леви, чрезвычайно сложна, а его стратегия, если судить по биржевым показателям, кажется инвесторам не очень убедительной. Ожидается, что при составлении индекса FTSE 100 на этой неделе EMI впервые за всю историю данного индекса не попадет в список 100 крупнейших британских компаний по объему рыночной капитализации. Корпорация со штаб-квартирой в Лондоне по-прежнему входит в пятерку крупнейших звукозаписывающих компаний мира, но сегодня ее акции стоят в четыре раза дешевле, чем в начале 2000 г.

Леви отказался дать интервью для этой статьи, но из его публичных заявлений следует, что для восстановления операционной прибыли корпорации хотя бы до уровня 11 - 14% потребуется не менее трех лет. В первом полугодии 2002 г. операционная прибыль не превысила 6%.

Бизнес на самом прибыльном в мире американском музыкальном рынке остается ахиллесовой пятой EMI, исключение составляет лишь относительно успешное музыкально-издательское направление. Учитывая вялость американского медиа-рынка, аналитики считают, что корпорацию в этом году ждет спад общих продаж в США.

Бум в отрасли наблюдался в середине 1980-х, когда начался массовый переход с виниловых пластинок и магнитных кассет на более современные компакт-диски. Но к концу 1990-х бум иссяк. Если в 1996 г. суммарный объем продаж аудиозаписей составил 39,8 млрд, то в 2001 г. он сократился до $33,6 млрд. Компаниям, действующим на этом рынке, не удается найти эффективную схему платных онлайновых услуг, которая могла бы конкурировать с бесплатными системами файлового обмена, созданными по образцу службы Napster. Но главная беда отрасли заключается в отсутствии новых суперзвезд типа Майкла Джексона или Мадонны - артистов, создающих долговременную моду, чьи пластинки расходятся десятками миллионов экземпляров.

Леви, пришедший в EMI из компании PolyGram, считает поиск новых звезд эстрады, особенно тех, кто сделал карьеру в Америке, приоритетной задачей. На США приходится две трети мировых продаж музыкальной продукции, отсюда эта продукция в огромных количествах экспортируется в остальные страны. Но пока вывод зарубежных артистов на американский рынок удается EMI лучше, чем создание новых американских звезд с нуля: в качестве примеров можно назвать австралийскую певицу Кайли Миноуг, которой удалось продать в США 730 000 экземпляров ее нового альбома, и британскую группу Coldplay, уже продавшую 1,3 млн копий своего первого альбома и занимающую 5-е место в чарте журнала Billboard со вторым альбомом. (WSJ, 8. 09. 2002)