ОТ РЕДАКЦИИ: Против рынка


В 1992 г. в России освободили цены. Нет рыночной экономики без свободы производителя и продавца назначать цену и без свободы покупателя согласиться с ней или нет.

Однако и сейчас закон слабо защищает бизнес от вмешательства государства в цены. Для этого и нужен закон "Об основах ценовой политики в РФ". Но его разработчик, Федеральная энергетическая комиссия (еще не ставшая полноценным Единым тарифным органом, но очень к этому стремящаяся), заботилась не о защите предпринимателя от государства, а о своих и правительства полномочиях.

Конечно, в правительстве сидят не дураки. Вряд ли завтра к категории "социально значимых товаров и услуг " отнесут стиральный порошок. Но если это случится, производители должны будут регистрировать в госоргане цены, заранее уведомлять об их изменении, им могут установить предельное "соотношение стоимости сырья и выработанной из него продукции", ограничить число перепродавцов или установить ограничения на экспорт и импорт. Должно же население, в конце концов, ходить в чистой одежде! Вот проект закона и предлагает дать правительству право утверждать перечень товаров, подлежащих названным нами видам косвенного регулирования.

Разработчики закона утверждают, что он не расширяет ценовое регулирование. Наоборот - позволяет ослабить, заменив прямые методы (фиксированные или максимальные цены, индексация, коэффициенты изменения цен, предельная наценка и др.) косвенными. Энергетика и железные дороги вступили на тернистый и долгий путь демонополизации, и в переходный период цены можно будет контролировать мягче.

Для монополий, естественных и не очень, ограничение цен - это плата за отсутствие конкурентов. Но зачем регулировать цены на конкурентных рынках? Правительство, конечно, вольно мечтать о регулировании цен "стратегических" и "социально значимых" товаров. Но значимо все, что продается и покупается. А задача закона о ценах - не только расширить палитру регулирования, но и ограничить возможности чиновника. И показать, как предпринимателям защищаться от неправильного регулирования (по проекту источники, размеры и сроки возмещения потерь определяются тарифным органом, а порядок рассмотрения разногласий утверждается правительством). А закон даже не дает четких критериев, при каких условиях вводится регулирование цен и когда прекращается.

Это сегодня у нас правительство понимает, что мыло - не стратегический товар. А завтра?