Атом Эгоян: "Не что помним, а как помним"


Сегодня в кинотеатре "Ролан" состоится московская премьера фильма канадского режиссера Атома Эгояна "Арарат" - картины, уже показанной во внеконкурсной программе последнего ММКФ и не включенной в конкурс Каннов-2002 по "этическим соображениям". Фильм был признан "социально уязвимым", так как показывает геноцид армян в 1915 г. Соответственно, имеет антитурецкую направленность. Главную роль в картине сыграл один из самых знаменитых армян современности Шарль Азнавур. Во время своего последнего приезда в Москву Атом Эгоян ответил на вопросы "Ведомостей".

- В съемочной группе в основном были не армяне. Насколько им интересно было делать этот фильм? - Мою съемочную группу составляют люди, которые работают со мной уже не первый год. Мы в какой-то степени уже семья. Каждый в съемочной группе чувствовал ответственность, которая на него ложится. Например, костюмер специально изучала эпоху и этнографические особенности одежды даже отдельных районов Западной Армении. - В вашем "Арарате" мир полифоничен - история, рассказ о ней современного мальчика, многоголосие языков, переплетение многих линий...

- Я внимательно изучал теории контрапункта. Мой любимый композитор - Бах. Использование контрапункта очень важно для усиления главной идеи "Арарата". Зритель может создавать свои собственные ассоциации, не забывая о ведущей идее.

- Как вам работалось с Шарлем Азнавуром? - Азнавур не мог играть какой-то абстрактный образ. Я старался рационально использовать природную энергию великого артиста. А в жизни Азнавур - очень благородный и добрый человек.

- Кого вы считаете своими духовными учителями в кинематографе? - Очень важный для меня режиссер - Ален Рене. Он показал пример того, как в кинематографе можно взаимодействовать со Временем. Еще Бергман, Андрей Тарковский и Бунюэль. - Какой реакции вы ждете в России? - Я думаю, что "Арарат" - фильм о том, насколько мы открыты для опыта других людей. И в чем вообще природа доброжелательности по отношению к другому. Во время геноцида было много актов вандализма. Но вопрос не в том, что мы помним, а как мы помним. Качество памяти важно для того, чтобы не допустить трагедии еще раз. - Но вы допускаете, что на просмотр могут прийти и люди, убежденные, как один из ваших героев, что не надо помнить прошлое...

- Я думаю, что забыть - это на самом деле огромное искушение. В этом парадокс восприятия мира: хочется забыть плохое, но вместе с тем необходимость знать прошлое неоспорима. Необходимо учиться помнить.