РЕФОРМА АРМИИ: Военное бессилие России


Вооруженные силы России в упадке - это ни для кого не секрет. Но истинные масштабы распада и обнищания армии, которая некогда была предметом гордости советского государства, трудно даже оценить.

Кое-кто в США и Европе потихоньку радуется такому положению вещей, забывая, что Россия - их партнер в борьбе с терроризмом. Российские Вооруженные силы участвуют в международных миссиях бок о бок с натовскими, и их дисфункциональность уже стала проблемой для всех.

Но прежде всего это проблема для самих россиян. Проведенные нами недавно социологические опросы и фокус-группы показывают, что плачевное состояние армии - большой удар. Для президента Владимира Путина это тоже может стать большой проблемой, если будет использовано оппозиционными партиями и политическими противниками.

Незадолго до распада СССР почти все население доверяло своим Вооруженным силам. Наши опросы демонстрируют, что сейчас доверие сохранилось в лучшем случае у половины россиян. По данным других опросов, профессия военнослужащего сегодня стала одной из наименее престижных в России.

Мы были поражены тем, сколько негативных эмоций, страха и боли вызывает одно слово "армия". Участники каждой фокус-группы - российские граждане разного возраста и уровня образования - сокрушались по поводу упадка в армии, которой они когда-то гордились. Они боятся, что Вооруженные силы не смогут защитить их в случае внешнего нападения. Им стыдно, что Российской армии уже не под силу тягаться с американской. Они опасаются за жизнь своих близких, которые проходят службу или скоро достигнут призывного возраста.

Наши респонденты не нуждаются в заключениях экспертов по проблемам Вооруженных сил. Они сами составили весь этот список: низкие зарплаты (к тому же выплачиваемые с опозданием), дедовщина, коррупция, наркомания, преступность, жестокость, скудная материальная база, недостаток выучки, дисциплины и профессионализма. Некоторые респонденты считают насилие в армии источником другой тяжелой проблемы - проблемы жестокости в российских правоохранительных органах. Многие демобилизованные солдаты, приходя в эти структуры, получают возможность использовать единственный навык, которым они овладели в армии, - применять грубую силу и запугивать людей.

Большинство россиян сознают, что проблемы армии коренятся в системе всеобщей воинской обязанности, которую некоторые участники фокус-групп описывали как "рабскую". Неудивительно, что в обществе раздаются настойчивые призывы перевести армию на профессиональные рельсы. По результатам наших опросов, большинство россиян выступают за армию на контрактной основе. Среди тех, кому меньше 50 лет, таких 65%, а среди мужчин до 30 лет - 70%. Лишь треть россиян в целом и лишь четверть из тех, кому меньше 50 лет, поддерживают нынешнюю систему воинской обязанности.

На пути военной реформы стоят серьезные препятствия. Главное из них - война в Чечне. Этот трагический и жестокий конфликт обслуживает личные интересы небольшой, но влиятельной группы высших офицеров за счет остальной части армии и всей страны. Пользуясь войной, они препятствуют переменам и создают общую атмосферу страха, в которой сторонники реформ чувствуют себя неуверенно. Они растрачивают и без того скудные экономические ресурсы, необходимые для финансирования реформ. Кроме того, своими действиями они узаконивают коррупцию и подрывают профессионализм военнослужащих, воюющих в Чечне.

Эти препятствия преодолимы. Судьба противников реформ в военных кругах не зависит от избирателей. Но депутатам предстоят выборы в 2003 г., а президенту - в 2004 г. Если политики, публично выступающие за военную реформу, увидят, что это повышает их рейтинг, идея начнет распространяться. А генералам придется либо подхватить ее, либо уйти с дороги.

Последствия упадка армии простираются далеко за пределы российских границ, поскольку Россия, США и Европа участвуют вместе в миротворческих и антитеррористических операциях. Конечно, военная реформа - внутреннее дело России. Но политические и военные руководители США и Европы могут и должны оказывать ей содействие. Через официальные и неофициальные каналы они могут работать вместе с администрацией Путина над переговорным процессом в Чечне и над встраиванием военной реформы в политическую стратегию России. Можно было бы возобновить программы обмена опытом между вооруженными силами разных стран. Со стороны высшего российского военного руководства была кратковременная вспышка интереса к военной реформе в США, проведенной после войны во Вьетнаме, но с 1997 г. к этой теме больше не обращались.

Не находя другого аргумента в свою пользу, сторонники воинской обязанности часто доказывают, что Россия не может позволить себе перейти на профессиональную армию. Однако все больше россиян понимают, что на самом деле Россия не может себе позволить не сделать этого. (FT, 10. 09. 2002) Авторы - профессор социологии в университете Аризоны; сотрудник Российско-евразийской программы Центра стратегических и международных исследований