СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ: Зерновой дефолт?


Хороший урожай зерновых должен бы нас радовать. Вместо этого мы сталкиваемся с проблемой перепроизводства: резкое падение цен приводит к массовому отказу производителей от выполнения обязательств перед налоговыми органами и поставщиками.

Можно ли избежать "зернового дефолта"? Для этого нужно всерьез задуматься о том, как государство может эффективно воздействовать на цены, как восстановить баланс между производством и реальным спросом. Проблема эта возникла не вдруг, решить ее быстро не удастся. Причина трудностей зернового рынка - забвение принципа "производи столько, сколько можешь продать". Конечно, свою роль играет природный фактор. Но присутствует и погоня за высокими натуральными показателями, доставшаяся в наследство от социалистической экономики. Радоваться нашим урожаям не получается: "семь тучных лет" и победные реляции неминуемо сменятся семью "тощими годами". Ведь перепроизводство неизбежно обернется уменьшением зерновых площадей.

В 2002 г. валовой сбор зерновых составит от 75 - 77 млн т (прогноз Минсельхоза) до 85 - 90 млн т (оценка центра "СовЭкон"). При высоком валовом сборе доля качественного зерна (3-й класс и выше), необходимого российскому рынку, не превысит 20%. Плюс давление переходящего прошлогоднего остатка в 12 млн т (по оценкам экспертов, остаток еще на 5 млн т выше). Если принять во внимание, что все это зерно было низкого качества - не выше 4 - 5-го класса мягких продовольственных пшениц 2-й группы, - то становится очевидным возникающий разрыв между количеством произведенного зерна и уровнем спроса на зерно данного качества. Эти "ножницы" и есть база "зернового дефолта".

Положение дел не безнадежное, но требует от государства ювелирных мер регулирования рынка. Решение, лежащее на поверхности, - при сохранении прошлогоднего уровня качества ограничить валовой сбор (не более 60 млн т) либо увеличить долю качественных сортов до 30 - 35%. Но это благие пожелания, а реальностью становится падение цен до уровня 60 - 70% себестоимости. Если производители не погасят кредиты за горючее и удобрения, они начнут сокращать посевы. Государство должно вмешаться.

Есть механизм закупочных интервенций. В 2001 г. правительство предприняло попытку таких интервенций, но она не удалась. И дело не только в недостаточности выделенных средств, которые, кстати, не были освоены. Попытка провалилась по причине порочности предложенного механизма и олигополии операторов, которые были допущены к участию в интервенции. Если прошлогодняя история повторится, то мы на долгое время похороним идею применения в России этого эффективного при правильном исполнении механизма.

Правительство поручило Минсельхозу подготовить к 19 сентября предложения по зерновым интервенциям. Озвучен их предполагаемый объем - около 6 млрд руб. По моим расчетам, необходимо 20 - 25 млрд руб. Тогда можно вывести цены на уровень 2300 - 2400 руб. за тонну пшеницы 3 - 4-го класса.

Надо рассмотреть возможность возвращения субъектами РФ части бюджетных ссуд на зарплату и отпускные бюджетникам (объем этих ссуд - порядка 30 млрд руб., срок возврата приближается) путем передачи зерна из региональных фондов в федеральный. У нас нет нормального механизма кредитования сельхозпроизводителей. Продолжается кредитование по "укрупненной схеме", когда губернаторы под свои гарантии приобретают материально-технические ресурсы, отдают их селу и забирают в региональные фонды зерно. Это зерно будет "давить" на рынок.

Я предлагаю простой механизм. Губернаторам нужно не зерно, а средства для погашения ссуд из федерального бюджета. Поэтому они будут готовы погасить ссуду передачей зерна в федеральный фонд. Тогда зерно не попадет на рынок, и произойдет своеобразная стерилизация избыточной зерновой массы. Вывести с рынка этот механизм позволяет порядка 10 млн т зерна. В федеральном фонде зерно будет находиться на случай "тощих лет". Весной, в период повышения цен можно вернуть на рынок часть запасов.

Нужно устранить технические барьеры, которые вместе с инфраструктурными проблемами не позволяют продвигать российское зерно на мировые рынки. Для этого надо привести в соответствие с международными стандартами нашу систему оценки качества зерна, аккредитацию и сертификацию лабораторий, предотгрузочные инспекции. Это наш пропуск на внешние рынки, на это стоит потратить деньги.

Также тормозят увеличение объемов экспорта низкая пропускная способность портов и высокие тарифы на железнодорожные перевозки. Пока Россия не вступила в ВТО, решить вопрос о субсидировании транспортных тарифов при перевозках зерна до портов и границ в наших силах.

Снижается качество железнодорожных перевозок зерна. Их сезонный характер делает невыгодным для МПС содержание парка специализированных вагонов. Я бы считал целесообразным создание крупными трейдерами своей транспортной компании, которая занималась бы производством вагонов-зерновозов и их обслуживанием.

Ограждая себя от импорта зерна, ЕС ввел пошлины до 130%, в то время как российские - в среднем 15%. В таких условиях надо агрессивнее продвигать свое зерно на экспорт, для чего нужна серьезная работа со стороны МИДа, торгпредств и российских послов за рубежом. Возможно, потребуется создание специального Совета по экспорту зерна с представительством в странах - потенциальных покупателях.

Правильное понимание проблем - залог их успешного решения. Начинать надо с изменения основных подходов к аграрной политике в отношении рынка зерна. Нельзя замыкаться на зерновых интервенциях, надо работать на перспективу аграрного сектора в целом. Главное, чтобы пожарные меры, принимаемые государством в связи с высокими урожаями последних двух лет, не подменили собой долгосрочную государственную политику в отношении производителей зерна.

Автор - председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике