ИНВЕСТИЦИИ: Пора сушить весла?


Практика общения с институтами коллективного инвестирования вызвала у населения обоснованное опасение, можно ли доверять им свои средства. Наиболее запомнившимся уроком стало создание под мощную государственную рекламу чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и последующая ликвидация их самим же государством. Отношение граждан к акционерным инвестиционным фондам (АИФ) с тех пор примерно то же, что и к НЛО: может быть, они и есть, но на своем пути их лучше не встречать.

Во время чековой приватизации акционерами ЧИФов (их было почти 700) стало 16% населения страны. ЧИФы аккумулировали приватизационные чеки и вложили их в акции предприятий. Однако ограничения по структуре активов не позволяли ЧИФам играть на рынке наравне с другими финансовыми институтами, а двойное налогообложение съедало большую часть прибыли. С 1 января 1999 г. действие лицензий ЧИФов было прекращено указом президента. Немногие ЧИФы были преобразованы в паевые (ПИФ) и акционерные инвестиционные фонды, часть перестала заниматься инвестициями, а почти с сотней, по формулировке ФКЦБ, "связь утеряна". В 1999 - 2000 гг. правовая основа деятельности АИФов отсутствовала: не было утвержденного правительством положения об их лицензировании. В качестве легитимных инвестфондов функционировали только паевые. Наиболее упорные преемники ЧИФов (преобразованные в ОАО) затаились в ожидании новых законов. Наконец в декабре 2001 г. вступил в силу закон об инвестиционных фондах. Для ПИФов это изменило ситуацию к лучшему. А АИФы обречены и должны умереть. Почему? Законодательно вмененные АИФам затраты при одинаковой с ПИФами структуре активов априори делают их менее привлекательными для инвестора: АИФы несут дополнительные расходы по обеспечению деятельности АО (аппарат, проведение собраний) и налогообложению.

О ликвидности акций АИФов смешно говорить. Попробуйте где-либо найти котировку акций любого российского АИФа. Более того, по новому закону все пайщики закрытого ПИФа, голосовавшие на собрании против существенных изменений правил фонда, вправе потребовать досрочного выкупа всех своих паев. АИФ же в аналогичной ситуации может выкупить не более 10% размещенных акций.

Распространено мнение, что АИФ надежнее ПИФа, поскольку акционеры участвуют в управлении фондом. Это заблуждение. Обратитесь к итогам собраний 2002 г., когда рассылку бюллетеней и подсчет голосов проводили специализированные регистраторы. В собраниях "Пионера Первого" и "Фонда Ямал" участвовало менее 1% миноритарных акционеров. А по первоначальной задумке миноритарий в АИФ - главное действующее лицо.

В рамках действующего законодательства вложения в АИФы практически неликвидны, уступают по доходности ПИФам и крайне опасны. Перед менеджментом АИФов стоит вопрос, что делать. Продолжать работать в виде АИФа - безответственно перед акционерами. Честнее ликвидировать АИФ, пока он еще управляем.

Между тем АИФы как организационная форма удобны для того, чтобы: привлекать национальные средства в регионы и отрасли, мало привлекательные для иностранных инвесторов; инвестировать в акции предприятий второго и третьего эшелона и в венчурные проекты; формировать у населения положительный опыт инвестирования.

Чтобы АИФы могли работать, надо: разделить права и ответственность учредителей АИФ и привлеченных инвесторов (риски должны в большей мере возлагаться на первых); предоставить АИФам право выпуска нескольких видов собственных ценных бумаг - акций, привилегированных акций и облигаций, ограничивая только их общую величину; разрешить работать с бумагами второго и третьего эшелонов, предоставлять гарантированные займы; разрешить нанимать нескольких управляющих; разрешить выкупать свои бумаги без обязательного погашения. Тогда у региональных администраций и корпораций появится резон учреждать АИФы и они будут привлекать деньги населения регионов, эмитируя: привилегированные акции с гарантированной выплатой части ежегодного дохода в виде дивидендов. Назначение этого актива - финансирование некрупных проектов и обеспечение функционирования АИФа; целевые облигации. Средства используются только для инвестирования в определенные проспектом эмиссии сферы. Привлеченные средства передаются предприятиям в виде обеспеченных кредитов. Этот инструмент предназначается для финансирования субъектов, для которых выпуск собственных ценных бумаг мало эффективен, для венчурных проектов и развития малого бизнеса; облигации городов. Привлеченные средства направляются на модернизацию коммунального хозяйства, в опционы новых предприятий. При доходности этих бумаг, близкой к доходности банковских депозитов, они будут иметь большую привлекательность для населения за счет гарантий возврата, социальной направленности и возможных имущественных прав при реализации городских проектов. В этом случае АИФы смогут заполнить ниши между неискушенным инвестором и фондовым рынком, малым и средним бизнесом. Они предложат населению заслуживающий доверия инструмент инвестирования в развитие своих регионов и станут профессиональным посредником между мелким инвестором и региональным бизнесом.

Автор - генеральный директор ОАО "Фонд Ямал" (в 1993 - 1998 гг. - ЧИФ "Ямал")