Оживление или агония?


В последние месяцы несколько компаний были вынуждены отложить размещение облигаций из-за неблагоприятной ситуации на рынке, в частности немецкий медиа-гигант Bertelsmann и французская компания Accor, владеющая сетью отелей. Ни та ни другая компания пока не говорят, когда они намерены повторить попытку. Даже компании, которым удается успешно разместить бонды, не всегда могут получить то, что хотят. Например, Газпромбанк в пятницу выпустил трехлетние еврооблигации на 100 млн евро с доходностью 9,81%, хотя первоначально банк планировал продать пятилетние облигации на 200 млн евро. Газпромбанк хотел занять средства не более чем под 10%; вероятно, это оказалось невозможным для бумаг с более дальним сроком погашения.

Европейский рынок корпоративных облигаций слегка оживился после нескольких месяцев стагнации. Впрочем, эксперты сомневаются, что эта активизация продлится долго - сохраняющаяся нестабильность на фондовом рынке не позволит компаниям привлекать средства на долговом рынке.

По данным аналитической фирмы Dealogic, с начала сентября западноевропейские компании выпустили облигации в общей сложности на 7,1 млрд евро против 4,2 млрд евро в августе. В сентябре впервые с мая объем эмиссий вырос по сравнению с предыдущим месяцем.

Но, несмотря на сентябрьский рост, на рынке капитала сохраняются тяжелая ситуация и условия для размещения не слишком благоприятные. Стагнация в экономике и низкие прибыли не позволяют корпорациям наращивать капвложения, увеличивая потребность в средствах, но инвесторы не хотят брать на себя риск.

Во второй половине сентября после нескольких месяцев затишья сразу несколько компаний с инвестиционным рейтингом провели крупные эмиссии облигаций. Британо-голландская Unilever 15 сентября выпустила бонды на 1 млрд евро, а на прошлой неделе на рынок вышли немецкая Deutsche Post (объем размещения - 1,5 млрд евро), французская Carrefour (795 млн евро) и Toyota Motor (750 млн евро). "У инвесторов много наличности, и они ищут безопасного заемщика", - сказал Пол Янг, глава отдела по размещению европейских облигаций банка Schroder Salomon Smith Barney, организовавшего эмиссию Unilever.

Но череда крупных эмиссий может так и не оформиться в тенденцию. Нестабильная ситуация на фондовом рынке нервирует инвесторов, и они могут отказаться покупать даже облигации с высоким рейтингом - вроде выпущенных на прошлой неделе. "Рынок первичных эмиссий на подъеме, однако он остается чувствительным к плохим новостям", - говорит Фрейзер Росс, организатор эмиссий облигаций в лондонском отделении Deutsche Bank.

Тем не менее ряд крупных компаний готовится к выходу на рынок. Hewlett-Packard на прошлой неделе объявила о планах провести в Европе road show эмиссии, объем которой может составить около 1 млрд евро. (WSJ, 23. 09. 2002)