ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: Преодоление нестабильности


Сегодня мир ближе к финансовому кризису, чем когда бы то ни было. И чиновники из МВФ и Всемирного банка должны помнить об этом, готовясь к очередной совместной сессии, открывающейся на следующей неделе.

События последних 12 месяцев в Аргентине, Бразилии и Турции еще раз продемонстрировали нашу неспособность решать главные проблемы. Но крушение иллюзий пережили не только страны, столкнувшиеся с кризисом или его угрозой. Та часть Латинской Америки, где процессы либерализации, приватизации и стабилизации (контролируемой инфляции) идут быстрыми темпами, все еще ждет обещанных вознаграждений. Темпы роста в 1990-х гг. были почти вдвое ниже, чем в предреформенные десятилетия. Растущая гибкость рынка труда повлекла за собой снижение зарплат, но не снижение безработицы. Определенного прогресса достичь удалось, но многие важные проблемы остались нерешенными.

Первое. Сохраняется фундаментальная нестабильность нынешней системы, сосредоточенной на странах с торговым дефицитом. По определению сумма всех торговых дефицитов должна быть равна сумме профицитов. Если, к примеру, у Японии или Китая будет постоянное положительное сальдо, в дефиците должны оказаться другие. Пока ситуация лучше, чем можно было ожидать, поскольку США много импортируют. Но до каких пор богатейшая страна мира будет заимствовать у остальных? Второе. Бедные страны гораздо сильнее богатых рискуют в случае колебания валютных курсов и процентных ставок, но они вынуждены идти на подобный риск. Этот дисбаланс имеет порой катастрофические последствия. Терпимое долговое бремя после девальвации может стать невыносимым. В этом году Молдова, и без того чудовищно бедная страна, должна будет пустить около 75% бюджетных доходов на выплату долгов. Рынки до сих пор не выработали адекватных механизмов распределения рисков. Международные экономические институты должны по крайней мере начать обсуждение этой проблемы.

Третье. Как показывает опыт Аргентины, мы до сих пор не умеем управлять кризисами, когда они возникают. Конечно, часть вины падает на саму Аргентину. Но даже если бы она не была столь коррумпирована и выполняла все рекомендации МВФ, не стоит думать, что она избежала бы кризиса или что он был бы менее глубоким. Предположим, Аргентина своим "хорошим поведением" заслужила бы кредит МВФ. Захотели бы иностранные инвесторы тут же вкладываться в страну, которая еще не вышла из депрессии? Едва ли. Необходимы меры, направленные на возрождение реальной экономики, включая создание рынков для аргентинских товаров и предоставление кредитов ее компаниям.

Четвертое. Торговые соглашения должны стать более честными. Принципиальный успех мартовского саммита ООН 2001 г. - обещание США увеличить помощь бедным странам. Но этот факт свидетельствует о том, насколько скудна была помощь до сих пор. Финансовые проблемы не могут быть отделены от других апектов экономики. Экспорт обеспечивает доходы и рабочие места, но торговые переговоры до сих пор были ассиметричны в пользу развитых стран. Министры финансов должны подтолкнуть своих коллег из торговых министерств к реализаций идей развития, озвученных в Дохе. Пятое. Торговля должна служить инструментом экономической стабильности. Страны, столкнувшиеся с замедлением экономического роста или наплывом импорта, привыкли защищаться повышением пошлин. Именно эта политика в свое время усугубила Великую депрессию. Не лучше ли временно открыть рынки странам, переживающим кризис? Шестое. Война с терроризмом напомнила о проблеме прозрачности в финансовом секторе. Речь идет прежде всего об использовании секретных банковских счетов, подрывающем экономику многих развивающихся стран: эта практика напрямую связана с коррупцией, уклонением от налогов и отмыванием денег, полученных от наркоторговли. Но проблема прозрачности касается и международных экономических институтов, с их несовершенной системой управления. Изменение правил игры будет долгим и мучительным, но результат стоит того.

И наконец, на сессии МВФ/Всемирного банка будет поставлен вопрос о банкротстве государств. Вызывает беспокойство то, что МВФ претендует при этом на главную роль. Если реформу процедуры банкротства будет обсуждать институт, в котором доминируют кредиторы, это будет выглядеть так, как если бы реформу процедуры банкротства в США проводили американские финансисты. Такой вариант никак нельзя назвать демократическим. Глобализация имеет отношение не только к финансистам, но и к простым людям. Однако их голосов никто не слышит. Перестройка мировой экономической структуры - самая важная проблема, стоящая сегодня перед мировым сообществом. Надеюсь, она тоже войдет в повестку дня сессии МВФ/Всемирного банка. (FT, 22. 09. 2002) Автор - профессор экономики Колумбийского университета, бывший главный экономист Всемирного банка