ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Коалиция пиаров


Праздник международного пиара вокруг Панкиси продолжается. Президент Шеварднадзе получил письмо от президента Буша, в котором второй президент восхищается вкладом первого в общее дело борьбы с терроризмом и горячо поддерживает его идею привлечь США в качестве арбитра российско-грузинских отношений.

Российско-грузинская склока до карикатурности ярко продемонстрировала то, о чем, в общем, и так можно было догадаться: никакой международной антитеррористической коалиции в природе нет.

После загадочной бомбардировки Тбилиси провел в Панкиси марш в камуфляже, расцененный в Москве как театральное представление, а в США признанный образцовой антитеррористической операцией. Вашингтон недвусмысленно указал, что посредником в споре двух суверенных членов коалиции должен стать он. Кремль отреагировал грозным заявлением, в котором Панкиси рисовался как второе после Афганистана гнездо международного терроризма и которое откровенно калькировало жесткий вариант американской антитеррористической риторики. Грузинский суверенитет переводился в разряд "несостоятельных", а сама Грузия - в разряд тех, кого в целях самообороны можно "мочить" без лишних международных дебатов. Для посредничества США места тут не остается. Этот ход был, однако, парирован: Грузия торжественно передала США неких отловленных в Панкиси "международных террористов", что позволило Джорджу Бушу сесть за составление похвального письма в адрес антитеррориста Шеварднадзе.

Откровенная фарсовость ситуации в том, что три страны используют совершенно идентичную антитеррористическую риторику, с одинаковым пафосом обвиняют другую сторону в отступничестве от общего антитеррористического дела и все три лукавят. США заинтересованы в "панкисском конфликте" исключительно в видах того, чтобы легализовать свой посреднический статус в споре России и Грузии, а таким образом - присутствие на Кавказе и возможность контролировать общекавказский конфликт. Россия заинтересована в пропаганде панкисского террористического гнезда, дабы объяснить его наличием не вполне убедительные успехи трехлетней антитеррористической операции в Чечне. Вроде как - с чеченским сепаратизмом справились, но международный терроризм наносит удары с сопредельных территорий. Наконец, Шеварднадзе, не контролирующему большую часть территории Грузии, конфликт интересен тем, что позволяет устами Белого дома подтвердить собственную легитимность в качестве представителя общегрузинского суверенитета.

Дело не в том, что Кавказ - дело темное. И, дескать, борьба с терроризмом споткнулась на кавказских коварствах. Анекдотическое соревнование антитеррористических пиаров лишь пародийно обнажает неправды, заложенные при формировании коалиции год назад. Для США она с самого начала во многом была лишь способом легитимировать свой новый статус единственной мировой империи. Для целого ряда стран, поспешивших присоединиться к ней, участие в коалиции было в известной мере способом минимизировать, ограничить новые претензии США и сохранить какое-то влияние в новом пейзаже мировой политики. Наконец, третью категорию участников составили те, для кого это участие и признание со стороны США стали способом легитимировать свои сомнительные, проблемные суверенитеты. Таковы общие правила антитеррористической игры.

Автор - редактор отдела политики газеты "Консерватор"