SEC построит еще одну "китайскую стену"


Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) планирует возвести между аналитиками и инвестиционными банкирами еще одну "китайскую стену" - на этот раз такую высокую и прочную, чтобы полностью исключить взаимодействие между ними. Инициатива SEC сильно напоминает принудительное разделение аудиторского и консалтингового бизнесов.

По словам информированных источников, SEC разрабатывает ряд предложений, направленных на то, чтобы положить конец конфликту интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделениями компаний, работающих с ценными бумагами. Председатель SEC Харви Питт намерен впервые потребовать официального "развода" этих подразделений, а также выведения из инвестиционного подразделения операций по первичному размещению акций (IPO). Выделенные подразделения могут стать, например, дочерними или аффилированными компаниями, полностью принадлежащими основной фирме. После серии бухгалтерских скандалов подобные меры пришлось применить к аудиторам (см. врезку).

Ведущие инвестбанки и брокерские компании проводят переговоры с SEC и готовы принять многие изменения. Пока неясно, как далеко намерена пойти SEC в своей решимости выкорчевать конфликт интересов. По словам источников, знакомых с позицией членов SEC, Харви Питт намерен включить в соглашение с компаниями требование об официальном отделении аналитического и IPO-бизнеса от инвестиционных банковских услуг.

Подобные требования могут заставить компании с Уолл-стрит задуматься, а имеет ли смысл вообще оставлять в своей структуре аналитиков. Их работа, особенно самых профессиональных, стоит дорого, а прибыли аналитические подразделения не приносят - они в значительной степени финансируются за счет доходов от инвестбанковских услуг. Поэтому компании возражают против официального разделения.

SEC также предлагает создать фонд, из которого выплачивалась бы компенсация инвесторам, потерявшим деньги на вложениях в акции по вине компаний. Размер отчислений в этот фонд пока неизвестен.

Инвестбанки попали под огонь критики более двух лет назад, когда весной 2000 г. начал сдуваться пузырь на фондовом рынке, но существенные шаги по реформированию сектора начали предприниматься лишь с конца 2001 г., когда разразился скандал с Enron, в котором оказались замешаны ведущие инвестбанки. Регулирующие органы потребовали ограничить выплаты аналитикам из доходов, полученных за предоставление инвестбанковских услуг, указывать в аналитических отчетах по компании, сколько денег банк получил от нее за эти услуги и какой пакет ее акций принадлежит банку (если размер пакета превышает 1%). Кроме того, регуляторы стали активнее применять санкции к нарушителям. В мае Merrill Lynch согласился заплатить $100 млн, чтобы урегулировать дело о конфликте интересов, которое вел прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер. А на этой неделе Salomon Smith Barney заплатил $5 млн Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам за то, что аналитик Джек Грабмэн своими рекомендациями по компании Winstar Communications вводил инвесторов в заблуждение. (WSJ, 26. 09. 2002) ВЗЯТЬ ВСЕ - И РАЗДЕЛИТЬ: Обострившийся конфликт интересов заставил аудиторские компании разделить свои аудиторские и консалтинговые подразделения. Аудиторов обвиняли в том, что они потворствовали "нетрадиционным" методам составления бухгалтерской отчетности компаниями-клиентами, чтобы те продолжали покупать у них консалтинговые услуги, на которых фирмы "большой пятерки" зарабатывали больше, чем собственно на аудите. Процесс выделения консалтинговых подразделений начался еще до бухгалтерских скандалов, но в постэнроновскую эру эта проблема стала особенно актуальной. В 2000 г. французская Cap Gemini купила консалтинговое подразделение Ernst & Young. KPMG Consulting отделилась от материнской фирмы полтора года назад, Deloitte Touche Tohmatsu объявила об отделении Deloitte Consulting в феврале 2002 г., в августе PwC Consulting договорилась о переходе в IBM.