РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ: Ответ Илларионову


Советник президента по экономике Андрей Илларионов утверждает: происходящее сейчас в РАО ЕЭС - это "национальная беда, национальная угроза, национальный позор". Эту оценку советник обосновывает тем, что РАО - единственная крупная компания, в которой якобы упала производительность труда (объемы производства меньше, чем в 1998 г. при выросшей занятости). РАО, говорит Илларионов, продает электроэнергию на экспорт по ценам ниже внутренних, а его менеджмент "демонстрирует удручающую некомпетентность и непрофессионализм". Результатом этого, по мнению Илларионова, стало падение капитализации РАО в три раза за последние 1,5 - 2 года.

Однако реальная жизнь и ее отражение в голове Андрея Илларионова часто имеют между собой мало общего. Попробую это показать на официальной, аудированной отчетности РАО ЕЭС. Реальная динамика показателей, которыми оперирует Илларионов, с 1998 г. (когда РАО возглавила команда Чубайса) такова. Объем производства электроэнергии холдингом вырос с 603,8 млрд до 626,8 млрд кВт ч в 2001 г. Численность персонала снизилась с 671 600 до 664 800 человек (в 1990-е гг. производство падало, а численность сотрудников росла). Производительность труда в РАО за 1998 - 2001 гг. выросла с 899 000 до 943 000 кВт ч на человека в год. В первом полугодии 2002 г. средняя цена экспортных продаж электроэнергии РАО составила 49,7 коп. за кВт ч (на ФОРЭМе - 32,1 коп.). Возможно, Илларионов сопоставляет цену экспортных поставок с внутренней розничной ценой, но такое сравнение некорректно.

Четыре года назад в РАО не было механизмов координации деятельности дочерних обществ, господствовали планово-административные методы управления, бартер и взаимозачеты (80% всех расчетов), теневой оборот оценивался в $8 - 9 млрд в год. Все это обрекало энергосистему страны на полный развал. Были возбуждены процедуры банкротства в отношении 21 крупного АО-энерго и федеральных станций ("Кузбассэнерго", Псковская ГРЭС и др.).

Новой команде пришлось восстанавливать организационные и управленческие механизмы, наводить порядок в производстве, экономике, финансах и менеджменте, готовить холдинг к реформированию. Был установлен перечень сделок, по которым требуется одобрение акционеров, и перечень корпоративных событий, подлежащих обязательному раскрытию. Удалось упорядочить дивидендную политику и обеспечить контроль за расходованием прибыли дочерних и зависимых обществ. В конце 2000 г. РАО вышло на 100% -ную оплату электроэнергии, а в 2001 г. начался и возврат задолженности. В 2001 г. удалось отработать с нормативной частотой 100% календарного времени (это показатель качества поставляемой потребителю энергии). Если в 1999 г. у РАО был убыток в 14,1 млрд руб., то в 2001 г. чистая прибыль составила 41,7 млрд. Сегодня у РАО нет ни рубля неурегулированной задолженности - ни перед бюджетной системой, ни перед "Газпромом" и атомщиками.

В холдинге есть масса проблем. Но главное, что РАО стало устойчиво работающей, прибыльной коммерческой структурой. Почему же динамика стоимости акций РАО в это время была негативной? Этот вопрос волнует менеджмент РАО не меньше, чем Илларионова. Наверняка сказались ошибки менеджмента. Но только ли они? Давайте посмотрим на траекторию курса акций РАО с учетом внешних факторов.

Бурный рост акций в марте - апреле 1998 г., связанный с приходом Анатолия Чубайса в компанию, сменился таким же стремительным падением в мае, когда Госдума, преодолев вето президента, приняла закон, ограничивающий участие нерезидентов в компании. Затем был августовский дефолт. Почти год потребовался на восстановление стоимости акций. Рост их курса в начале 2000 г. был обусловлен чисто политическими причинами - формированием нового состава Госдумы и выборами президента РФ. Он сменился очередными падением акций в апреле. Когда совет директоров РАО начал обсуждать реформу электроэнергетики, инвесторы насторожились. Реформирование любой компании несет для акционеров риски. А в РАО, учитывая его масштаб и тогдашнюю неопределенность в схеме и сроках реформирования, эти риски возводятся в степень. Создание в январе 2001 г. комиссии по вопросам реформирования электроэнергетики при Госсовете способствовало очередному росту акций, а принятие правительством "Основных направлений реформирования" укрепило эту тенденцию. 11 сентября 2001 г. оказало угнетающее влияние на все мировые рынки. Затем был рост российского рынка, основанный на позитивных экономических прогнозах, причем акции РАО росли еще и потому, что правительством и холдингом были сделаны решительные шаги к реформе. Падение акций в мае - июне 2002 г., продолжавшееся до последнего времени (акции РАО впервые начали двигаться против рынка), вызвано, на наш взгляд, прежде всего замедлением темпов реструктуризации РАО и очередной неопределенностью с реформой. Почти полугодовая задержка с рассмотрением пакета законов в Думе сопровождалась разными заявлениями и слухами, активизацией оппонентов Чубайса.

Менеджмент РАО доступными ему средствами старался улучшить динамику акций. Хотя у нас были серьезные претензии к правительственным законопроектам по реформе, мы не стали драматизировать очевидное ухудшение текстов законов в процессе их доработки правительством и депутатами. В ходе дискуссий в рамках согласительной комиссии мы стремились максимально способствовать скорейшему достижению компромисса. Мы учитывали, что отсутствие законодательной базы реформы, несоответствие действующих правовых норм сегодняшним реалиям усиливает у акционеров и потенциальных инвесторов ощущение неопределенности и ухудшает ситуацию на рынке акций. Задачу стабилизации рынка акций преследует и недавний пакет мер (полугодовой мораторий на продажу профильных активов и др.), предложенный Чубайсом совету директоров ("Ведомости" написали об этом 26. 09. 02, отметив, что рынок отреагировал на этот шаг 8% -ным ростом акций в течение дня).

В отличие от менеджмента РАО Андрей Илларионов не сильно заботится о динамике ее акций, коль скоро он позволяет себе в публичных выступлениях панически оценивать положение дел в РАО, не имея на то достаточных оснований. Скорее он озабочен тем, чтобы нейтрализовать реструктуризацию российской энергетики и РАО ЕЭС. Не сумев раньше остановить реформу энергетики при помощи критики ее основных положений, теперь он пытается решить ту же задачу путем нападок на Чубайса. Прием известный: не можешь опровергнуть идею - опорочь ее носителя. И неконструктивно, и непродуктивно. Убежден, однако, что начавшаяся реформа будет, несмотря на противодействие, успешно продолжена и в реалистичные сроки завершена. Главное - не опоздать.

Автор - заместитель председателя правления РАО ЕЭС