ЗАПИСКИ НЕРЕЗИДЕНТА: Инспекторы дырявых бифштексов


Каждый, кто занимается бизнесом в России, понимает, что огромную часть времени у предпринимателя отнимают непомерные требования правительства. "Я трачу 70% времени на защиту своей компании от властей и лишь 30% - на само ведение бизнеса", - подсчитал гендиректор не самой маленькой из российских компаний. В результате бизнес развивается хило, а бесконечные проблемы решаются за счет потребителя, на которого ложится бремя растущих цен. У правительства есть возможности бездумно вводить регулирующие правила. Кроме того, эти правила, зачастую устаревшие или противоречащие друг другу, никогда не отменяются. В результате компаниям приходится тратиться не только на выполнение этих предписаний, но и на разного рода ухищрения, позволяющие лавировать между нередко смехотворными или противоречивыми инструкциями.

Никто не занимается подсчетом того, сколько времени у бизнеса уходит на соблюдение этих требований. Как только регулирующим органам приходит в голову новая директива, они ее немедленно издают. Прекрасный пример - последнее требование налоговиков: компании обязаны завести еще одну бухгалтерскую книгу специально для учета налогов. Эта книга не содержит никакой новой информации и не приносит какой-либо пользы в управленческих вопросах, скорее это способ сберечь время налоговых инспекторов. И теперь бухгалтеров по всей стране загрузили дополнительной работой, чтобы облегчить жизнь налоговому инспектору, а мы все платим за это дополнительными расходами, потерянными временем и прибылями. В довершение ко всему старые правила никогда не умирают, просто их применяют при необходимости. А необходимость часто зависит от личных потребностей чиновника, призванного следить за их выполнением. Сегодня существует такое количество противоречащих или устаревших правил, что любой чиновник, как только ему понадобятся деньги, имеет массу возможностей обложить компанию поборами, с которыми она не может и не должна соглашаться. Как может компания согласиться с предписаниями, которые противоречат друг другу? Почему компания может согласиться с требованиями, которые никому не хочется выполнять и которые наносят ущерб ее бизнесу? Придя в ресторан, какое блюдо мы предпочтем - несъедобный кусок мяса весом ровно 250 г или качественный бифштекс, который весит чуть меньше или больше 250 г? Между тем есть целая армия инспекторов общепита, в обязанности которых входит взвешивание ресторанных порций: обнаружив несоответствие, они пользуются этим, чтобы выкачивать деньги из владельца. Приходится платить в любом случае - если не отдельному чиновнику, то государству. Чувствуем ли мы себя спокойнее, зная, что служба надзора за бифштексами не дремлет? В ресторанах советских времен принято было проделывать в бифштексах дырки, заполняя их мясными обрезками, чтобы довести порцию до нужного веса. Такого варианта рестораны стараются избежать всеми правдами и неправдами: они платят инспекторам, покупая право не уродовать свои бифштексы (хотя, если бы они стали послушно дырявить их и заполнять требухой, это обошлось бы им дешевле). Подобные расходы повышают стоимость бизнеса, равно как и цену бифштекса, да и почти любого товара или услуги, которые мы покупаем.

Российскому правительству пора пересмотреть требования, предъявляемые к бизнесу, - и установить границы в отношении времени, которое компания может и должна посвящать выполнению этих требований. Пора применить к регулированию деятельности компаний систематический подход. Регулирующие нормы необходимо обновить, упростить, сократить количественно и - что не менее важно - обеспечить механизм, немедленно разрешающий противоречия, обнаруживающиеся между различными нормами. Верните бизнесмену его время, пресеките возможности для вымогательства - и продуктивность вырастет, цены опустятся, а коррупция сократится. Простая реформа повлечет за собой далекоидущие последствия.

Автор - партнер юридической компании Firestone Duncan, глава Комитета по малому бизнесу Американской торговой палаты в России