ОТ РЕДАКЦИИ: Линия дохода


Накопительное страхование жизни трудно продавать в России, где люди к нему не привыкли. К тому же это дорогое удовольствие: по типичной схеме, если вы не умрете молодым, в течение 10 лет придется выплачивать страховщикам по $350 - 400 ежемесячно, чтобы сберечь $50 000 на пенсию. Но агенты уважаемой компании "АльфаСтрахование", придумавшие программу "Золотой век", нашли способ быстро привлечь 4000 клиентов. Они обещают, что, сделав первый взнос, клиенты смогут заработать столько, что и страховку выплатят за два-три года, и еще останется.

Только и надо для счастья, чтобы больше и больше людей покупали полисы "АльфаСтрахования" у тех, кто придумал записывать каждого клиента как своего же страхового агента, а комиссионные направлять в "общий котел" и распределять по сложной схеме - "матрице". И вот поклонники математика Александра Камаева, одного из авторов схемы, напряженно высчитывают, сколько у них "линий дохода" и заполнилась ли матрица ячейками.

Имеем ли мы дело с пирамидой, которая рано или поздно рухнет? Ответ можно поискать, например, на сайте www.pyramidschemealert.org. Его создатель Джон Тейлор, когда-то и сам жертва пирамиды, предлагает пять вопросов: нужно ли привлекать новых дистрибьюторов, чтобы пройти на высшие "уровни"; разрешена ли вербовка неограниченного числа дистрибьюторов; должны ли участники постоянно платить, чтобы остаться в схеме; получает ли дистрибьютор, как максимум, такие же выплаты, как участники уровнем выше; есть ли в схеме больше пяти "уровней"? Тейлор утверждает, что положительный ответ на все вопросы означает, что данная схема - пирамида. Судя по успехам "Золотого века", пять "да" уже достигнуто.

Такая методика, конечно, не подходит для государства. Поэтому регулирующие органы всех стран пресекают пирамидостроительство с большим опозданием. А "противник" многочислен: на запрос get rich quick (разбогатей быстро!) поисковая система Google выдает 1 240 000 ссылок, чем подтверждает, что в мире есть очень много людей, которым ваши деньги нужнее, чем вам самим. И если вы не умеете распознавать пирамиды или думаете вовремя из них выйти, никакое государство не защитит вас от вас самих. Когда "Золотой век" закончится, клиенты неожиданно для себя обнаружат, что должны платить взносы из своих денег. Некоторые разорвут или переоформят договор, что, конечно, не чревато для "АльфаСтрахования" убытками. Получая деньги поверивших в земной рай клиентов, страховщики рискуют только имиджем. Но ничего другого у них, по сути, и нет. Может, страховщикам стоит задуматься, насколько существование таких схем им выгодно?