ОТ РЕДАКЦИИ: Мертвый налог


Чиновники пытаются спасти единый сельхозналог. Этот налог был призван упростить налогообложение агросектора, заменив собой примерно 16 налогов и сборов, которые сейчас вынуждены уплачивать сельхозпредприятия. Выяснилось, однако, что налог не работает: регионы, имеющие право вводить сельхозналог, игнорируют его.

Дело в том, что закон о едином сельхозналоге, принятый в спешке в конце прошлого года, содержит существенные дыры. Для аграрных предприятий, например, переход на новый налог добровольный, но до перехода они могут не платить налог на прибыль, т. е. им вообще нет смысла пользоваться новой системой. А многие производители агропродукции, попавшие в категорию так называемых индустриальных предприятий (птицефабрики, теплицы, скотные дворы), лишены по закону права переходить на сельхозналог. Это значит, что им придется в этом году заплатить налог на прибыль - в отличие от крупных агрофирм, которые включают в себя и птицефабрики, и теплицы, и производство зерна. Тем самым нарушаются условия конкуренции.

Многие пытаются исправить проблему. Минэкономразвития на этой неделе предложило изменить базу расчета налога - не с гектара земли, а по финансовым показателям. Свои поправки готовят и депутаты, и Минсельхоз, и Минфин. Вероятно, наученные горьким опытом, власти на этот раз более взвешенно подойдут к вопросу.

Из массы предложений, которые сыплются со всех сторон, нам представляются обоснованными несколько. Во-первых, перевод агросектора на уплату налогов раз в год вместо нынешнего порядка - раз в квартал. Это связано с сезонностью финансовых потоков в отрасли. Во-вторых, перевод семейного фермерского бизнеса с малым количеством занятых и земли на единый налог на вмененный доход (вряд ли фермеры имеют возможность нанять бухгалтера для расчета сельхозналога). В-третьих, сохранение обычных налогов для всех крупных агропредприятий, так как с точки зрения бизнеса производство мяса мало отличается от, скажем, производства кастрюль.