ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: Валютный контроль для лохов


Открытие собственной компании за рубежом, приобретение акций иностранной компании, равно как и недвижимости, требует обязательного получения специального разрешения Центрального банка РФ. Без него разрешены только переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в пределах $75 000, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. В реальности же подавляющее большинство офшорных кипрских international business companies имеют российское происхождение. А российские граждане приобретают недвижимость там, где они пожелают, не обращаясь в ЦБ за разрешением. С одной стороны, это формальное нарушение закона, а с другой - операция, которую российские фискальные органы не в состоянии отследить ввиду отсутствия информации.

Недавно на одном популярном сайте появился такой анекдот: "Париж, раннее утро. Из дверей российского торгпредства выходит француженка легкого поведения с весьма задумчивым лицом. Она смотрит по сторонам, видит интеллигентного на вид прохожего, подходит к нему и спрашивает: "Простите, месье, а вы случайно не знаете, что значит по-русски "оплата только после получения визы департамента валютного контроля? " Похоже, даже простым хохмачам теперь близки проблемы валютной либерализации. Но это не просто шутка. Даже оплата упомянутой в анекдоте услуги, если она производится в иностранной валюте, формально требует получения разрешения Министерства финансов РФ на приобретение валюты.

Существует мнение, что в случае немедленной валютной либерализации произойдет крах банковской системы, валютного рынка и российской экономики вообще. Этот аргумент стал чуть ли не основным для оппонентов валютной либерализации. Для опровержения подобных утверждений достаточно проанализировать действующую систему и задаться вопросом: как работает система валютного контроля в России сегодня? Возьмем для примера самые распространенные в бизнесе операции с применением иностранной валюты.

Экспорт товаров, работ, услуг.

Формально существует требование об обязательной репатриации и обязательной продаже 50% экспортной валютной выручки. Реальность, однако, заключается в том, что примерно 2/3 экспортной выручки России обеспечивается 30 холдингами (или группами компаний), в структуре которых есть собственные банки, легальные и нелегальные офшорные компании. Развитая финансовая инфраструктура крупных российских экспортеров позволяет им репатриировать в Россию и продавать ровно столько иностранной валюты, сколько им необходимо для поддержания деятельности в стране. Таким образом, обязательная продажа валютной выручки де-факто является добровольной - она производится ровно в том размере, в каком это нужно рынку.

Импорт товаров, работ, услуг.

Если при выплате аванса за импортируемый товар российской компании необходимо приобрести иностранную валюту, то формально она обязана перечислить в обслуживающий банк депозит в рублях на сумму покупаемой валюты - как гарантию поставки этих товаров в Россию. Тем самым из оборота изымается существенная сумма. Если же вдруг, не дай бог, российской компании необходимо оплатить импортируемую услугу, то для покупки иностранной валюты ей необходимо обратиться в Минфин и получить выдаваемое по специальной форме заключение на предмет обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Эти нелепые требования легко обходятся выдачей банком своему клиенту кредита в иностранной валюте, получение которого никаких специальных разрешений не требует.

Инвестиции за рубеж.

Две системы.

Это лишь некоторые из основных внешнеэкономических операций. В принципе, абсолютно любая валютная операция может быть осуществлена в обход действующих ограничений валютного законодательства. Причем этот "обход" формально будет абсолютно законным. Каждая схема обхода имеет свою стоимость, существует огромное количество российских финансовых институтов, занимающихся осуществлением необходимых бизнесу валютных операций. Но компании, производя абсолютно нормальные и обычные для стран с развитой рыночной экономикой операции, вынуждены нести дополнительные (иногда существенные) издержки. Кроме того, они, ведя нормальную хозяйственную деятельность, формально оказываются вне рамок закона.

Получается, что в России действует две системы валютного контроля. Одна система - для компаний, имеющих инфраструктуру и достаточные ресурсы для оплаты схем по обходу валютного законодательства. В этой системе, где осуществляется любая валютная операция, необходимая для деятельности компании, работает основная часть субъектов российской экономики.

Вторая система - для "лохов", к которым относятся компании, которые не в состоянии оплачивать дорогие офшорные схемы, а также иностранные инвесторы, пытающиеся работать в полном соответствии с действующим законодательством. Здесь царит мир формальностей, здесь долгие месяцы тратятся на получение специальных разрешений Центробанка и заключений Минфина. Здесь зачастую из-за невозможности осуществления операции по правилам компании отказываются от сделки.

Меняйте правила.

Система валютного контроля в России - сплошной самообман. Она очень похожа на ситуацию с подоходным налогом: высокие ставки, по которым никто не платил. Очевидный выход из сложившегося положения - валютная либерализация, т. е. упрощение порядка осуществления валютных операций.

Даже понимая действительное положение вещей, оппоненты либерализации возражают: раз система не работает, давайте ужесточим ее, усилим работу правоохранительных органов. Система, дескать, должна работать. И кивают на "мировой опыт": посмотрите, какой жесткий был валютный контроль в послевоенной Европе, где последние ограничения были сняты не так давно.

К сожалению для оппонентов, ужесточение системы не приведет к ожидаемым ими результатам. Если подавляющая часть общества живет вне какого-то закона, это означает не то, что общество плохое, а то, что закон никуда не годится. Актуальность жесткого валютного контроля, который действительно имел место во многих развитых странах после Второй мировой войны, давно себя изжила: с тех пор мировая экономика сильно изменилась. Сегодняшний уровень интеграции в мировом хозяйстве несопоставим с послевоенным. Сильно возросла роль мультинациональных корпораций. Нет смысла устанавливать правила, противоречащие как сложившейся у нас деловой практике, так и нормам, по которым работают наши основные экономические партнеры из стран развитой рыночной экономики. Целесообразнее посмотреть правде в глаза и перестать обманывать себя и общество. То есть осуществить валютную либерализацию. Основными направлениями ее должны стать свободное осуществление текущих валютных операций, замена разрешительного порядка осуществления капитальных операций на уведомительный, устранение института выдачи индивидуальных разрешений на валютные операции, уравнивание в правах резидентов и нерезидентов. Автор - заместитель руководителя комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП