ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Страна сомжей


Первые итоги переписи оказались политическими. И почти сенсационными. Перепись неожиданно оказалась делом политически конфликтным.

Женщина в городе Н. отказывается переписываться, пока не включат электричество. В городе С. от переписи отказываются, протестуя против повышения квартплаты. Во Владивостоке гражданки не хотят общаться с переписчиком, заявляя, что таким образом выражают протест против повышения пошлин на иномарки. Среди вовсе уж просвещенных людей в Москве обычный разговор: "Будешь переписываться? Я - нет". На вопрос почему - типовой ответ: "Да пошли они... Все, что им надо, они и так знают. В ЖЭКе есть, в налоговой, в ФСБ... " Другой типовой вопрос: "А про доходы отвечать что будешь? " Сенсационный политический итог переписи состоит в том, что она продемонстрировала чрезвычайно высокую степень нелояльности граждан к собственному государству. Собственно, речь шла о первой переписи в новой истории страны Россия. Имелось в виду, что ответы на поверхностные, стандартные вопросы - нечто вроде личной записи в домовой книге гражданского состояния страны. Никакого другого смысла в этих вопросах нет и никакой другой у них нет цели. "Оставь свое имя в летописи страны! " Многие граждане, однако, не поверили. И, подозревая некие дополнительные цели и смыслы, решили вложить в свое отношение к переписи "наш ответ властям". Общий вопрос по поводу переписи: что им от нас на самом деле нужно? Общий смысл "отказов": живем, как можем, в ваши дела не лезем, и вы в наши не лезьте. Это и есть нелояльность к государству. К его институциям. Одной из которых и является общенациональная перепись.

Эпидемия "отказов" характерна не только для групп социального неблагополучия. За многими московскими отказами и за ответом владивостокской противницы повышения пошлин просвечивает конкретный гражданский и экономический конфликт с государством. Это конфликт налоговый. Граждане не признают справедливым уровень налогов и право государства ими распоряжаться. Соответственно, год за годом живя в режиме "налогового отказа", они ощущают свое гражданское состояние как ущербное, отдельное от государства. Они ощущают себя не столько гражданами страны, сколько некими аборигенами, которым удается жить помимо официальной системы, в ее щелях и лакунах. Не вполне замеченными и непосчитанными. Этакими бомжами с определенным местом жительства. Сомжами то есть. И кажется, именно этот феномен лежит в основе несколько диковатого на первый взгляд отношения к переписи. В обществе экономических и гражданских свобод (пусть и ограниченных) именно налоги являются предметом базового гражданского договора между жителями и государством.

Проявленная в ходе переписи нелояльность россиян к государству выглядит тем более удивительной на фоне исключительной лояльности к президенту. Выясняется, что лояльность к символам государства и лояльность к его институтам - весьма разные вещи. Перепись, собственно, и обнажила эту проблему: символический консенсус вокруг фигуры Владимира Путина, равно как и определенную патриотическую консолидацию, не удается пока трансформировать в систему легальных отношений гражданина и государства. То есть сделать этот консенсус институциональным.

Автор - редактор отдела политики газеты "Консерватор"