Еврокомиссия бессильна


БРЮССЕЛЬ - Стагнации мировой экономики не видно конца, и европейские правительства склоняются к поддержке национальных компаний, оказавшихся на грани краха. У блюстителей антимонопольной политики ЕС нет ни охоты, ни возможности этому помешать. Руководители крупнейших экономик ЕС - Франции, Германии, Великобритании и Италии - готовятся к "выкупу" крупных национальных компаний. Париж хочет поддержать на плаву France Telecom, Рим - Fiat, Бонн - MobilCom, а Лондон - British Energy.

Правительства должны согласовать предоставление помощи с антимонопольным органом Еврокомиссии. Его позиция известна: госсубсидии подрывают свободную конкуренцию и препятствуют экономическому росту. Но не исключено, что на этот раз национальные правительства надавят на ЕК настолько сильно, что регулятор будет вынужден поступиться принципами. Правда, комиссар ЕС по антимонопольной политике Марио Монти уверяет, что политические соображения не повлияют на его решения "Правительствам придется вмешаться, поскольку их беспокоит рост безработицы", - говорит один из сотрудников ЕК. Характерный пример - телекоммуникационная индустрия: компании тратили миллиарды долларов, выкупая лицензии на сети мобильной связи третьего поколения, а теперь их инвестиции ничего не стоят. Теперь France Telecom и MobilCom ищут поддержки у своих правительств.

Американские компании, работающие на европейском рынке, часто жалуются, что их местные конкуренты процветают благодаря госсубсидиям. Например, United Parcel Service провела целую кампанию против Deutsche Post, в результате которой ЕК наложила на принадлежащую государственной почтовой службе компанию экспресс-доставки DHL штраф в 572 млн евро. Субсидирование компаний долго оставалось коньком европейских правительств, где государство больше вовлечено в экономику, чем в США. За последнее десятилетие ЕК покончила с самыми вопиющими формами госвмешательства. Объем субсидий в ЕС сократился со 100 млрд евро в 1997 г. до 80 млрд евро в 1999 г. Однако и сейчас ЕС куда чаще одобряет проекты субсидий, чем запрещает. С 1998 по 2000 г. ЕК заблокировала лишь 7% подобных проектов.

Европейские правительства либо маскируют субсидии под кредиты, либо - когда компании частично принадлежат государству - увеличивают свою долю в компании. В последнем случае государство действует как "рыночный инвестор", что позволяет ему обойти правила ЕК. Если итальянское правительство выкупит акции Fiat, словно оно частный инвестор, Рим, возможно, сможет избежать проблем с комиссией, даже если это вливание средств будет на самом деле госсубсидией. "Если правительство действует, как частный инвестор, это не государственная помощь", - разъясняет Монти. Вместо того чтобы полностью запретить любые формы субсидий, ЕК часто ограничивается тем, что выдвигает условия к таким проектам. Скажем, получающая помощь компания должна в шестимесячный срок представить план реструктуризации (иногда ЕК требует от получателя субсидий продать непрофильные активы). Власти США тоже иногда прибегали к выкупу компаний. Самый яркий пример - Chrysler. И все же размеры госпомощи здесь куда меньше, чем в Европе. Эксперты замечают, что Штаты предпочитают поддерживать свои компании не субсидиями, а повышением импортных пошлин. (WSJ, 17. 10. 2002)