ОТ РЕДАКЦИИ: В тупике


Россия вступает в ВТО с лета 1993 г. И, судя по ситуации на переговорах, грядущий юбилей окажется не последним. Маленькие страны делают это быстрее - за 5 - 7 лет. От них члены ВТО ничего особенного и не требуют, к тому же "маленькие" могут снизить барьеры без тяжелых для себя социальных последствий.

Большим труднее - Китай вступал в ВТО почти 15 лет. И мог бы еще столько же, если бы члены ВТО не посчитали, что выгоднее принять его, не требуя лишнего. Китай лишь немного открыл финансовые рынки, и защита прав собственности здесь далека от норм ВТО. Как говорит гарвардский экономист Дэни Родрик, Китай интегрировался в мировую экономику, "несмотря на игнорирование ее правил и даже благодаря ему". Россию так в ВТО не возьмут. И рынок меньше, и экономика более открыта, чем у многих принятых в 1990-е гг. в ВТО стран. Торговые партнеры хотят получить от нашего вступления дополнительные выгоды, тем более что членство России в ВТО гораздо нужнее нам, чем им. Мы страдаем от защитных мер, трудно оспариваемых за рамками ВТО. Советник Всемирного банка Константин Михалопулос посчитал, как относится доля разных стран в мировом экспорте к доле применяемых против них защитных мер. Получается, что чем более развита страна, тем меньше ограничений. У развитых стран соотношение составляет 0,3 (их доля в экспорте в 3,3 раза выше их доли в ограничениях экспорта), у развивающихся стран - членов ВТО - 1,6, у нечленов ВТО - 2,9, у стран с "нерыночной экономикой" - 3,9 (доля доставшихся им барьеров вчетверо выше их доли в экспорте). Вот почему Россия хочет в ВТО.

Большинство камней преткновения на переговорах связаны не с существующими барьерами на пути импорта в Россию (их немного), а с далекой перспективой. Наша сторона хочет ограничить доли рынка, в которых иностранные банки, страховые и телекоммуникационные компании могут пользоваться "национальным режимом". ЕС и США считают, что эти доли малы, хотя они намного превышают их нынешнее присутствие в этих секторах. Но резерв наших уступок по рынкам услуг далеко не исчерпан - в большинстве случаев это выгодно нашим потребителям.

Но если ЕС продолжит настаивать, чтобы мы подняли внутренние цены на энергоносители до уровня мировых, вступать в ВТО вообще не стоит. Конечно, демонополизировать рынок газа и электричества все равно надо, но при настоящей либерализации цены резко не повысятся. Дешевая энергия - одно из немногих наших естественных конкурентных преимуществ, а вовсе не субсидии. Со стороны Европы недальновидно этого не признавать.