ПРАВА АКЦИОНЕРОВ: Дивиденды по закону


До сих пор законодательство никак не определяло порядок расчета чистой прибыли акционерного общества, которая является источником выплаты дивидендов. Отсутствие такого определения приводит к конфликтам между акционерами и АО. Многие АО выплачивают ровно столько дивидендов, сколько хотят. При этом нарушаются права не только юридических лиц, но и сотен тысяч граждан, которые стали акционерами в ходе приватизации. Большинство из них несправедливо лишены возможности получать дивиденды.

При выборе схемы приватизации работников убеждали, что 25% привилегированных акций, которые они получат, не дадут права голосовать, но будут приносить постоянный доход. За годы, прошедшие с начала приватизации, в большинстве АО владельцам привилегированных акций не выплачивается практически ничего. Тем самым ущемляются интересы не только частных акционеров, но и государства. Как акционер оно не может участвовать в справедливом распределении прибыли, а как сборщик налогов - получать с дивидендов налоговые отчисления. Полторы недели назад комитет по собственности одобрил внесенные группой депутатов, в которую вхожу и я, поправки к закону "Об акционерных обществах", которые раз и навсегда ликвидируют почву для подобных конфликтов. На этой неделе их собирается рассмотреть Дума. Источником выплаты дивидендов по этому закону становится чистая прибыль (прибыль после налогообложения), определяемая по бухгалтерской отчетности АО. Только после выплаты дивидендов прибыль может распределяться на специальные фонды и на дивиденды по обыкновенным акциям.

Одновременно группой депутатов (Геннадий Райков, Александр Лоторев, Александр Беляков и Владимир Медведев) был внесен альтернативный законопроект. Он предусматривает создание за счет чистой прибыли специальных фондов и уменьшение на эту сумму чистой прибыли для исчисления дивидендов. При этом возможные цели таких фондов в предложенных поправках не определяются. При желании это может быть "фонд поддержки генерального директора" или "фонд для строительства дачи главного акционера".

Обычно специальные фонды создаются с другой целью - для приобретения основных фондов. Уменьшение чистой прибыли на сумму фондов приведет тогда к двойному вычету из прибыли, ведь амортизационные отчисления уже включены в расходы АО. Также альтернативный закон ограничивает доступ акционеров, имеющих менее 1% голосующих акций АО, к бюллетеням для голосования и доверенностям (их копиям) на участие в общем собрании акционеров. Акционеры, имеющие в совокупности менее 25% голосующих акций, утратят право доступа к документам, подтверждающим права АО на имущество, находящееся на балансе, к бухгалтерской отчетности (сейчас такое право есть у всех акционеров) и по-прежнему будут лишены права доступа к протоколам заседаний совета директоров.

Таким образом, право акционеров на получение информации неправомерно ограничивается. Бухгалтерская отчетность является по определению публичной. АО даже обязано за свой счет опубликовать отчетность в СМИ и предоставить ее территориальным органам статистики.

Одобренный комитетом (и поддержанный правительством) законопроект еще раз подтверждает разделение акционеров на две категории: у одних - право на управление, а у других - на доходы. Наш закон позволит защитить права владельцев неголосующих акций. Сегодня, если владельцу привилегированной акции несправедливо сократили размер дивидендов, он не имеет права требовать, чтобы его акция стала голосующей. Вопрос, сколько ему выплатить денег, решается без него. Аргумент противников нашего законопроекта, что все акционеры должны быть прежде всего заинтересованы в росте стоимости своих акций (даже ценой отказа от дивидендов), более чем спорен. Именно такая логика и схема возврата инвестиций лежат в основе всех финансовых пирамид. Задачу стимулирования инвестиций надо решать совершенно иначе. Внесение ясности в порядок расчета чистой прибыли позволит всем акционерам участвовать в справедливом распределении прибыли российских АО. Это повысит уровень доверия инвесторов к российским ценным бумагам и улучшит инвестиционный климат.

Автор - председатель комитета Госдумы по защите прав инвесторов