РОССИЯ И ЕС: Мост исторического значения


Стратегическое партнерство в экономической сфере обязательно станет одной из главных тем саммита Россия - ЕС, который должен состояться сегодня в Брюсселе. Это партнерство могло бы развиваться более конструктивно, если бы национальные объединения предпринимателей более активно влияли на решения правительств.

Как известно, Россия и ЕС рассматривают себя как стратегических партнеров. Нами приняты среднесрочные стратегии развития взаимных отношений, идет разработка концепции "общего европейского экономического пространства" (ОЕЭП). На долю ЕС уже сейчас приходится более 40% оборота внешней торговли и объема иностранных инвестиций в России, а с расширением ЕС эта доля по обороту возрастет до 50 - 55%. Накапливается также и опыт конкретного хозяйственного сотрудничества.

Однако деловые круги России и ЕС не удовлетворены достигнутым и не считают достаточными усилия официальных лиц обеих сторон. Таков общий вывод по итогам ряда встреч, проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей в этом году с национальными делегациями бизнесменов из ведущих европейских стран - Франции, Британии, Германии.

Четыре направления углубленного сотрудничества были определены - это энергетика, транспорт, телекоммуникации и инженерные технологии, устранение барьеров и искусственных ограничений в торговле.

В "Зеленой книге" ЕС по энергетике отмечено, что в ближайшие 20 лет зависимость европейских стран от импорта энергии возрастет с нынешних 50% до 70%. Причем этой динамики не изменят ни либерализация рынков электроэнергии и газа, ни меры по энергосбережению. В то же время наш экспорт энергии согласно варианту российской Энергетической стратегии до 2020 г. может быть существенно увеличен. В интересах России чтобы это увеличение поставок сопровождалось отменой существующего в ЕС 30% -ного лимита на ввоз топлива из одного зарубежного источника. Кроме того, под "энергией для поставок" российские экспортеры понимают не только первичные энергоносители (газ, нефть, уголь), но и их производные - электроэнергию, нефтепродукты, нефтехимикаты, а также ядерное топливо. Успех энергодиалога зависит от решения спорных вопросов. Претендуя на увеличение закупок российского газа, Комиссия ЕС тем не менее оспаривает ряд положений долгосрочных газовых контрактов "Газпрома". Не выполняются и положения о нормализации режима экспорта российского ядерного топлива в ЕС, который до сих пор квотируется. Однако официальный энергодиалог сегодня в качестве ближайших целей называет лишь осуществление проектов энергосбережения в Архангельской и Астраханской областях и организацию совместного Центра энергетических технологий Россия - ЕС в Москве или Санкт-Петербурге. И это не тот масштаб, на который рассчитывают российские производители.

Официального диалога по транспорту стороны пока не ведут, но эта сеть уже обретает свои контуры, правда, пока в основном усилиями самой России. Фактически по нашей территории проходят (или замыкаются на нее) ряд панъевропейских транспортных коридоров, эксплуатируются системы магистральных газонефтепроводов. Модернизирован и оснащен новой системой диспетчеризации и проводки грузов Транссиб, перевозящий ныне на направлении Европа - Азия 60 000 транзитных контейнеров в год (в 80-е гг. эти перевозки превышали 200 000). Запущено паромное сообщение на Каспии с опорой на новый контейнерный порт Оля под Астраханью. Сдан в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума общей пропускной способностью до 50 млн т нефти (первая очередь - 25 млн т). Осуществляется строительство нового нефтеналивного терминала в Приморске, стыкуются нефтепроводы "Дружба" и "Адрия" с выводом российской нефти на глубоководный адриатический порт Омишаль (Хорватия). Расширяются мощности российско-казахстанского газопровода Атерау - Самара с выходом на систему "Дружба", завершается строительство газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря в Турцию, осваиваются линии электропередачи через Грузию в Турцию и через Украину и Молдову на Балканы. Таким образом, транспортная составляющая общеевропейского экономического пространства представляется как уже формирующаяся.

Впечатляющие примеры успешного взаимодействия в сфере телекоммуникаций и ИТ - создание независимой общеевропейской глобальной навигационной системы на базе программ "Галилео" (ЕС) и "Глонасс" (Россия), а также системы космического мониторинга поверхности Европы. Сотрудничество в космосе дает основу для функционирования нового поколения средств мобильной связи. Кроме того, через Россию идет ряд оптоволоконных кабелей связи из Европы в страны Азии.

Между Россией и ЕС подписан меморандум о создании "европейского информационного сообщества". Перспективный план действий, по сути, открывающий и структурирующий диалог в данной области, начал разрабатываться сравнительно недавно. Действия бизнес-кругов опережают здесь усилия официальных властей.

Направлениями продвижения в сфере развития двусторонней торговли видятся инкорпорирование в положения ОЕЭП элементов общей политики конкуренции, гармонизация законодательства и таможенной практики. Обе стороны признали необходимость сближать технические требования к товарам и услугам. Радикальным решением была бы организация совместных сертификационных центров с взаимным признанием их документации и заключение отдельных отраслевых соглашений о взаимном признании национальных документов по сертификации. В частности, сейчас проходят стадию обсуждения проекты соглашений России и ЕС по ветеринарии и фармацевтике.

Намечаемая реформа стандартизации в России, призванная ограничить количество обязательных технических стандартов, станет реальным ответом на требования промышленников обеих сторон. Остальной объем работы возьмут на себя отраслевые союзы предпринимателей, которые будут устанавливать (на рекомендательной основе) свои профессиональные технические требования к профильной продукции.

РСПП, осознавая необходимость осуществления серьезного прорыва в экономических отношениях России и Евросоюза, свою работу сосредоточил на следующих ключевых направлениях: развитие национального законодательства в контексте международного права: его гармонизация с европейским законодательством, прежде всего в тех областях, которые имеют наибольшее практическое значение для бизнеса; дебюрократизация экономики, модернизация инструментария государственного регулирования и повышение эффективности деятельности госорганов; улучшение исполнения законов для обеспечения реальных гарантий прав собственности, равные условия конкуренции; содействие развитию финансовой системы, расширение кредитования внешней торговли и промышленного производства, создание равных условий для деятельности национальных и иностранных банков, страховых компаний и других финансовых институтов на основе взаимности; переход коммерческих банков и открытых акционерных обществ на международные стандарты финансовой отчетности; общее улучшение правил корпоративного управления, норм деловой этики и эффективного менеджмента, повышение роли делового сообщества в принятии экономических решений.

Наши коллеги из национальных союзов предпринимателей Европы, думается, могли бы более активно включиться в процесс с другой стороны. В том числе проявить большее понимание в вопросах, до сих пор вызывающих разногласия, способствовать снятию искусственных барьеров, изобретенных в последнее время (подобных теме "самолетных шумов"). Активность европейских деловых кругов могла бы придать диалогу России и ЕС большую прагматичность и вывести его на качественно новый уровень.

Когда мост возводится с двух сторон, степень координации и взаимопонимания значительно выше. Мы тоже возводим мост. Исторического значения. Мы должны соединиться ровно посередине, и каждой из сторон предстоит пройти свою половину пути. Автор - вице-президент, исполнительный секретарь РСПП