Джазовые аристократы


В зале "Россия" редко играют джаз. Теперь, в рамках открытия престижной российской площадки звездам мировой эстрады (обещают Дайану Росс, Глорию Гейнор и других), приехал оркестр Дюка Эллингтона - главный джазовый авторитет.

Концерт в зале "Россия" был весьма энергичным. 15 музыкантов - четыре саксофона, четыре трубы и три тромбона - стремительно переходили от хитов к малоизвестным композициям. Как и 30 лет, когда оркестр выступил в Москве впервые, назад, шоу началось с Take the A Train, а потом номера пошли один за другим - быстрые (Cotton tail, 1940 г.) и медленные композиции, выбор которых был очень хорош: I got it bad and that ainХt no good (1941), Never no lament (1940) и Sophisticated lady (1933). В отличие от гастролей "оркестра Гленна Миллера" в ансамбле Эллингтона помимо бесспорного имени было достаточно звезд нью-йоркской величины. Барабанщик Рокки Райт и трубач Берели Холл играли еще у Дюка и с тех пор участвовали во многих престижных составах; саксофонисты Чарли Скотт и Бобби Лавел, трубач Джеймс Золлар тоже не последние люди, активно участвующие в джазовой жизни большого яблока. Анатолий Герасимов, единственный российский артист, игравший "в том самом" оркестре Дюка Эллингтона, после концерта улыбался и особенно выделил игру саксофониста Шелли Кэррола. Кэролл действительно был самой яркой звездой вечера. Он много пел (All of Me, The A Train) и исполнил великолепное соло на In a sentimental mood, после чего немедленно получил две розы от российских поклонниц. Одним из главных отличий произведений Эллингтона и его оркестра от конкурентов была не столько мощь звучания (ее было достаточно и у Миллера, и у Германа), сколько изысканная лиричность и свойственная в первую очередь европейской школе тщательность аранжировки. В отличие от Каунта Бэйси, Армстронга и других довоенных музыкантов Эллингтон писал не просто темы, а законченные произведения. Именно поэтому многие его аранжировки изучаются на консерваторских факультетах.

Но как раз подлинных классических оркестровок в этот вечер было мало, следовали им приблизительно. Особенно характерно, что, даже исполняя шедевр In a sentimental mood (соч. 1935 г.), пианист не пожелал играть знаменитые "колокольные" аккорды Эллингтона, заменив их своими, плохо сочетавшимися с вещью. Большое количество "авторских" вкраплений, несмотря на профессионализм исполнителей, привело к разрушению гармонии эллингтоновских вещей. Вообще, звучание ансамбля - не без помощи акустики "России" - больше напоминало эстрадный джаз 60 - 70-х гг. - модная у меломанов вещь, но все-таки довольно попсовая, а главное, скучная, фоновая. Оркестр Дюка Эллингтона, приехавший в Москву, - не серьезный коллектив, занимающийся изучением и бережным воспроизведением бессмертных эллингтоновских композиций в их полноте (вроде коллективов, играющих барочную музыку). Это ансамбль с хорошей родословной, неплохой критикой и сносными музыкантами, но он не имеет с оригиналом ничего общего. Творения Эллингтона находятся на неуловимой грани между джазом, поп-музыкой и классикой, и от этого их интерпретация современными джазовыми музыкантами вызывает сомнение. Вроде бы в Америке Дюка все обожают, только что пышно отпраздновали его 100-летие, но сыграть "как было" (и как надо) еще не научились.