Prada пришла в Петербург


В Петербурге открылся бутик итальянской одежды марки Prada. Но принадлежит он не московской компании Mercury, имеющей эксклюзивное право на торговлю товарами Prada в двух столицах, а местным бизнесменам. В Prada знают о появлении в России своего нового "дилера" и обещают "самые эффективные действия" для восстановления статус-кво. Но питерские предприниматели уверены, что никаких законов не нарушают, и обещают в скором времени открыть в городе торговлю Gucci.

Компания Mercury является одним из лидеров российского рынка предметов роскоши. Компания представляет в России такие известные марки, как Giorgio Armani, Gucci, Dolce & Gabbana, Ermenegildo Zegna, Prada, ToddХs и др. Магазин Prada открылся в Москве в марте 2002 г. По прогнозам Mercury, в 2002 г. ее оборот составит $300 млн. На петербургском бутике нет вывески Prada, но стекла витрин украшает фирменная символика компании - для компании Luna Rossa, открывшей этот бутик, торговая марка Prada является основной. Как заявила сотрудница бутика, представившаяся директором, но отказавшаяся назвать свое имя, все товары закупаются непосредственно в Италии, у производителя, и все необходимые разрешения на торговлю в России продукцией Prada у компании имеются. Что касается размещения логотипов Prada на витринах магазина, то это не более чем реклама торговой марки, считает представительница бутика.

В компании Mercury отказались от официальных комментариев по поводу появления магазина Prada в Петербурге - защита торговой марки входит в исключительную компетенцию штаб-квартиры Prada Group. В головном офисе Prada "Ведомостям" заявили, что знают про открытие этого бутика с начала ноября и уже предпринимают ответные шаги. "Мы постараемся сделать все необходимое, чтобы остановить это [торговлю в Петербурге] и для предотвращения этого в будущем, - сообщил руководитель группы общественных связей компании Prada Services S.p.A. Франческо Каттани. - Prada подала заявление в Государственный таможенный комитет с просьбой проверить подозрения в импорте в Россию контрафактной продукции под маркой Prada.

Участники рынка говорят, что ввоз эксклюзивной одежды в Россию без ведома производителя - достаточно распространенная практика. Чаще всего используется так называемый "параллельный рынок". "Байер бутика, который обладает эксклюзивом на коллекцию модного дома в каком-то азиатском регионе, покупает для себя одежды на $60 000. Половина реализуется через его бутик, а вторую он уступает своему приятелю из России", - рассказывает байер петербургского бутика "День и ночь" Дмитрий Меренков.

Пресечь эту схему очень сложно, говорят торговцы. На каждой вещи, изготовленной для конкретного дилера, должен обязательно присутствовать код клиента, по которому можно выяснить, когда и кому была продана та или иная вещь. Но во многих бутиках этикетки с подобным кодом нет - и выяснить происхождение товара, а следовательно, пресечь канал поступления нереально.

Как заявил чиновник ГТК, просивший не называть его имени, у таможни нет документов от Prada Group, в которых было бы указано, что Mercury является эксклюзивным поставщиком Prada Group. Если бы такой документ существовал, то Luna Rossa не смогла бы ввезти эти товары в страну официально. Но этот порядок касается только юрлиц, уточняет таможенник, - частное лицо может ввезти товары откуда угодно.

"ГТК не может выступать в качестве инструмента по уничтожению конкурентов", - говорит таможенный эксперт, также пожелавший сохранить анонимность. В том случае, если компания-импортер имеет все необходимые документы, в том числе договор с производителем и счет-фактуру, то нет никаких объективных оснований запрещать ему импорт в Россию, добавляет он.

Между тем Luna Rossa планирует расширять бизнес - компания уже подписала договор со строящимся торговым центром "Гранд-Палас", который откроется в марте 2003 г. на Невском проспекте в Петербурге. По словам руководителя проекта "Гранд-Палас" Елены Шевченко, договор с Luna Rossa уже заключен, в бутике будет представлена продукция Prada и Gucci (эксклюзивными правами на Gucci также обладает Mercury).

Юристы говорят, что в том случае, если товар был ввезен в Россию легально, Prada не может запретить торговать им, так как нарушения таможенного законодательства тут нет. "Единственное, что они могут сделать, - это заставить запретить использование товарного знака Prada на территории России в оформлении, рекламе и т. д. ", - говорит директор юридической компании "Городисский и партнеры" Виктор Станковский. ЛЮБОВЬ К МАРКЕ: По данным исследования, проведенного компанией "КОМКОН", 46% жителей крупных российских городов считают, что одежда, произведенная известными фирмами, более качественная, чем продукт no name, и 27% готовы переплачивать за известные брэнды.

Кроме того, 38% представителей среднего класса (доход от $300 до $2000 на человека в семье) заявили, что предпочитают покупать одежду в дорогих, престижных магазинах.