Чартеры отучат опаздывать


Минтранс ужесточает правила чартерных перевозок. Теперь авиакомпании должны располагать в аэропорте вылета собственным резервным самолетом. Кроме того, от перевозчиков требуется оформлять билеты на чартер сразу в обе стороны, чтобы исключить невывоз туристов.

В подписанном 21 ноября замминистра транспорта Павлом Рожковым распоряжении говорится, что в результате анализа чартерных программ перевозок российских туристов в мае - октябре выявлены значительные задержки в отправке рейсов. Больше всего опаздывали "Кавминводыавиа" - суммарное опоздание составило 49 часов (52,2% всех вылетов компании), "Красноярские авиалинии" - задержались на 15 часов 12 минут (35,1%), "Авиаэкспресскруиз" - 13 часов 55 минут (42,9%), "Трансаэро" - 9 часов 30 минут (46,2%) и "Сибирь" - 7 часов 54 минуты (36%). Основные причины задержек - отсутствие резервных воздушных судов в аэропорте вылета, непредоставление пассажирам информации о времени вылета, продажа билетов на незарегистрированных бланках.

За восемь месяцев 2002 г. объем чартерных перевозок в России вырос на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество перевезенных пассажиров увеличилось на 36% и превысило 2,27 млн человек.

Процедура выпуска чартеров ужесточается не впервые. В декабре прошлого года Минтранс вынудил чартерные компании заново получать лицензии. Разрешения на полеты в новогодние праздники выдавались лишь авиакомпаниям, документально подтвердившим способность выполнить запланированные рейсы. ГСГА проверяла состояние самолетов, их количество, наличие резервных бортов. Но по меньшей мере две компании - "ИРС Аэро" и "Евразия" - продавали турфирмам билеты на свои рейсы, несмотря на то что в списки ГСГА они не вошли. В этом году Минтранс ужесточил требования к чартерным компаниям, чтобы избежать обвинений в срыве заявленных рейсов.

"Теперь требуется иметь резервный борт на каждый чартер в аэропорте вылета", - говорит Станислав Овчаренко, начальник управления лицензирования и регулирования перевозок ГСГА. Он добавляет, что в прошлом году некоторые авиакомпании заявляли, что резервный борт у них имеется, однако он находился далеко от аэропорта вылета, и быстро его подготовить к полету оказывалось невозможным. А чтобы прекратить случаи невывоза туристов, ГСГА будет в обязательном порядке требовать, чтобы билеты выписывали в оба конца. "Авиакомпании должны изначально решить, кто будет вывозить туристов и когда", - говорит Овчаренко.

Александр Соколов, руководитель пресс-центра "Красноярских авиалиний", говорит, что требование иметь самолет в аэропорту вылета будет легче выполнить столичным компаниям. "Красноярские авиалинии", чтобы избежать простаивания самолета, могут поставить на чартер самолет, который выполнил регулярный рейс, например, Москва - Норильск - Москва. Зачастую из-за неблагоприятных погодных условий в Норильске регулярный рейс задерживается, следовательно, опаздывает и чартер, считает Соколов. Он затруднился прокомментировать, как будет изменена чартерная программа "Красноярских авиалиний" в связи с ужесточением требований, но уверяет, что авиакомпания не будет нарушать требований ГСГА.

Сергей Быхал, директор по работе с общественностью "Трансаэро", считает, что задержки чартеров не всегда являются следствием плохой работы авиакомпаний. "Часто в аэропортах отдается предпочтение регулярным рейсам, чартерам приходится ждать, отсюда и возникают опоздания", - говорит он. Быхал заверил, что, как только авиакомпания получит документ, ею будут учтены все замечания Минтранса. "Я думаю, что большинству авиакомпаний их будет не сложно соблюсти", - добавляет он.

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ: Российский союз туриндустрии (бывшая Российская ассоциация туристических агентств) собирается разработать национальные правила регулирования чартерных перевозок. В них чартеры, основанные на продаже туристических пакетов, будут отделены от прочих видов чартеров, как это принято в Евросоюзе. Часть правил разработают представители Минтранса. Российский вариант правил будет создаваться на основе документов ЕС с учетом экономических особенностей России. Для этих целей в рамках РСТУ сформирован экспертный совет из представителей туристического бизнеса и авиакомпаний. Совет планирует представить проект правил в межведомственную комиссию по упорядочению работы в сфере чартерных перевозок, состоящую из представителей Минтранса и Минэкономразвития, в I квартале 2003 г.