РОССИЯ И США: Нефтяная антанта


После 11 сентября Россия и США объявили о своем стратегическом партнерстве в борьбе против терроризма. Однако у союза двух держав имеется еще одно важное основание - нефть. У этих стран, противостоявших друг другу во времена "холодной войны", безусловно, есть общие интересы - как минимум, в сфере энергетики. Америка хочет увеличить свои стратегические запасы нефти и стимулировать разработку новых месторождений, чтобы не слишком зависеть от Ближнего Востока. Новая стратегия, намеченная Министерством энергетики США прошлым летом, нашла отражение в соответствующем законопроекте, который сейчас рассматривает Конгресс. В соответствии с этим подходом в центре внимания оказывается Россия.

Россия сейчас поставляет на международный рынок около 5 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день, занимая по объемам поставок 2-е место после Саудовской Аравии. Как и США, Россия пытается ограничить влияние ОПЕК. И в то время как США ищут новые, надежные источники энергоресурсов, Россия пытается найти новые рынки, способствующие росту добычи.

Придя к власти в 2000 г., президент Владимир Путин сделал упор на развитие гигантских российских запасов энергоресурсов: с тех пор в этой сфере был достигнут значительный успех. Крупнейшие российские нефтяные компании претендуют на увеличение доли на европейском и американском рынках, где их цены вполне конкурентны. Нефтяные магнаты, завладевшие своими фирмами вскоре после распада Советского Союза, уже начинают вести себя как заботливые собственники, инвестируя в увеличение производства.

Российские нефтяники снизили себестоимость нефти и увеличили прибыль, взяв на вооружение западные технологии, позволяющие максимально использовать действующие скважины, вместо того чтобы инвестировать в дорогостоящую разработку новых месторождений. У "ЮКОСа", второй по величине российской нефтяной компании, себестоимость барреля нефти - чуть больше доллара - примерно такая же, как у легендарно дешевой саудовской нефти. В прошлом году маржа "ЮКОСа" составила ошеломляющую цифру - $2,97 млрд, т. е. 42,5%. И это не единственная восходящая звезда российского нефтяного рынка - есть еще "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК.

Только за последние два года нефтедобыча в России выросла более чем на 1 млн баррелей в день. Напротив, Саудовская Аравия уже 20 лет не может нарастить свои добывающие мощности. Русские ориентируются прежде всего на растущие аппетиты американских потребителей. Четыре крупнейшие российские нефтяные компании недавно обнародовали планы строительства в арктической зоне нефтяного порта стоимостью $1,5 млрд, который в перспективе мог бы обеспечивать сырой нефтью 10% американских потребителей. Новые транспортные проекты смогут решить проблему доставки российской нефти на рынки США. "Транснефть" - государственная монополия в сфере транспортировки нефти - занимается обновлением своей системы магистральных трубопроводов. К чести России, недавно построенный балтийский нефтепровод позволяет транспортировать на западный рынок 240 000 баррелей в день. Если Соединенным Штатам кажется чрезмерной их нынешняя зависимость от саудовской нефти, то Россия - естественный альтернативный источник. Здесь добывается 7,1 млн баррелей в день, а на экспорт идет лишь 5 млн. Для сравнения: Саудовская Аравия экспортирует 7,4 млн баррелей - почти столько, сколько, собственно, и добывает. Если цены на нефть устанавливал бы рынок, а не ОПЕК, доля саудовской нефти на американском рынке (на сегодня - 15%) снизилась бы наполовину. Это выгодно российским компаниям, стремящимся к дальнейшему завоеванию рынка. Несколько месяцев назад вице-президент США Дик Чейни высказался за пополнение стратегического нефтяного запаса страны до 700 млн баррелей за счет российской нефти. Российско-американский энергетический альянс, если использовать его преимущества в полной мере, был бы чрезвычайно выгоден потребителям. Если частные российские компании в ближайшем будущем начнут поставлять на международный рынок по 5 - 9 млн баррелей в день, цены быстро опустятся ниже желаемой ОПЕК цены в $25 за баррель. За счет американских инвестиций российский нефтяной сектор может стать высококонкурентным. Хотя с инвесторами в России до сих пор обращались не слишком приветливо, стране абсолютно необходим внешний капитал. Министр энергетики Игорь Юсуфов оценил потребность своей отрасли в инвестициях на период до 2010 г. в $50 млрд.

Если ОПЕК сойдет со сцены, никто не станет плакать ни в Вашингтоне, ни в Москве. Америку, ожидающую стабильных поставок по стабильным ценам, не устраивает непредсказуемость ОПЕК. Россия расценивает политику картеля, защищающего своих производителей, как нечестную игру, поскольку в ее нефтяном секторе преобладают богатые частные компании, конкурирующие друг с другом.

Если США помогут российским частным энергетическим компаниям стать глобальной силой, они тем самым поставят на место своих ближневосточных партнеров и скрепят долговременный стратегический союз с Россией. (WSJ, 3. 12. 2002, Наталия Кун).

Автор - политический аналитик Школы международной службы в Вашингтоне, специалист по российской энергетике