Мама, это рок-н-ролл?


Альбом "Единочество" группы "ДДТ" - это, конечно, не рок-н-ролл. Это даже не "рокенрол" - именно так Юрий Шевчук обычно артикулирует жанр тех своих баллад, что так полюбились за меткий слог и легкий подбор на гитаре российским дальнобойщикам, эмчеэсовцам и спецназовцам. Излишняя благосклонность радиостанций к предыдущему альбому "Метель августа" настолько взбесила автора, что из новых песен Шевчук, по его собственному признанию, вымарывал целые припевы, они же на языке музыкальных редакторов "хуки", лишь бы только не соседствовать в эфирах с форматными сплинами, чичериными и мумий троллями. Полотно получилось, конечно, весьма сумбурное. Минуты до восьмой на пластинке нет вообще никакой мелодии - одна мелодекламация под пару аккордов да синтезированный скрип снега. Подобные литературно-музыкальные периоды занимают добрую половину альбома. Иногда кажется, что из этих текстов вышел бы неплохой рэп, но опуститься до столь легкомысленных материй, как танцевальный ритм, поэт себе опять-таки не позволил. Вооружившись возможностями новой студии "ДДТ", Шевчук-музыкант нагружает произведения тоннами трудноусваиваемых апокалиптических сэмплов и гитарной резни, с энтузиазмом вываливая их на слушателя порциями по 5 - 7 минут, не меньше. Шевчук же поэт мечется между баррикадным ором Маяковского, миссионерской спесью Солженицына и собственной захлебывающейся свежими впечатлениями лирикой. Дело все же спасает Шевчук-композитор: отметим "Вальс", сыгранный чуть ли не военным оркестром, намеренно опрощенные "180 см", "ДДТ"-стандарт "Поколение" с переходом в плясовую и даже проходную на фоне былых "осеней" "Осеннюю". Шевчук, давший в уходящем году рекордно мало концертов, Шевчук, ставший практически "профессиональным интервьюируемым", Шевчук, почти уподобившийся Александру Градскому, который ваяет на своей супераппаратуре никому не слышные нетленки, поносит все, что играет и поет, и раз в год является залу "Россия", так вот этот наполовину забронзовевший Шевчук продолжает с мальчишеским максимализмом рваться на новые для него звуковые и текстовые поля и как бы нехотя, помимо своей воли, все пишет и пишет, мама, песни. То есть стихи, положенные на мелодию.