ИНТЕРВЬЮ: Игорь Яковлев, президент торговой сети "Эльдорадо"


"Тех, кто придет, ждет успех, несомненно".

Президент компании "Эльдорадо" Игорь Яковлев о шансах иностранных ритейлоров в России.

На столичном рынке компания "Эльдорадо" серьезно заявила о себе только в этом году. Приобретя московскую сеть "Электрический мир", компания разом увеличила свою долю на местном сетевом рынке с нуля до 10%. Крупнейшая в Восточной Европе розничная сеть по продаже электробытовой техники в отличие от своих ближайших конкурентов сделала деньги в регионах. Теперь она является лидером среди всех российских ритейлоров: в 2002 г. оборот компании, по оценкам ее руководителей, достигнет $800 млн, тогда как ближайший соперник - "М. видео" декларирует в два раза меньший. О компании в своем интервью "Ведомостям" рассказывает ее президент Игорь Яковлев.

- Все компании, которые до начала 2002 г. были известны на рынке Москвы как крупные продавцы бытовой электроники, заработали свой капитал в столице. Вам удалось опередить их по обороту за счет работы в регионах. Как это произошло? - Я тоже думаю, что в Москве деньги сделать легче. В прошлом году, в декабре, здесь у нас был один магазин, сейчас - 16 магазинов, и результаты их продаж подтверждают, что в Москве гораздо выгоднее работать, чем в регионах. Возможно, мы ошибались, когда начинали делать сеть в регионах.

- Тогда почему ваш первый магазин открылся в Самаре - вы жили в этом городе? - Нет. У нас первый магазин открылся в 1994 г. в Москве - отдел в 10 кв. м, который мы закрыли через год, так как перешли на торговлю мелким оптом. Закрыли, потому что были очень маленькими по сравнению с такими большими конкурентами, которые и сейчас у всех на слуху ("М. видео", "Мир", "Техносила". - "Ведомости").

Значительную часть наших объемов мы продавали в регионы.

Потом в одном из городов мы решили открыть оптовый склад, чтобы быть ближе к нашим клиентам. А затем на базе этого склада открыли розничный магазин. Он был в помещении магазина "Хозтовары", на окраине города, там продавались лопаты, прочий инвентарь советского производства. Мы попросили подвинуть лопаты, поставили там телевизоры, дали рекламу в местной газете, и, как ни странно, пошла торговля.

Потом был открыт магазин в центре Самары, маленький, метров 70. Следующий магазин был в Казани, а затем стали открываться магазины в других региональных городах.

- Какой оборот был у "Эльдорадо" в первый год работы? - Несколько миллионов в первый же год мы сделали на опте. Потом стали расти за счет регионов. Вначале было тяжело, потому что приходилось ездить, контролировать все самим [владельцам компании]. Мы прекрасно понимали, что очень многие компании, которые уходили в регионы, печально закончили. "Микродин", "Самос", "Диал" - сейчас этих компаний нет. То есть торговать в регионах - достаточно сложный бизнес. Я думаю, нам это удалось, потому что мы смогли контролировать издержки и оптимизировать стоки.

- Вы привлекали к работе местных бизнесменов? - У нас все директора магазинов местные. Мы только первое время ездили в города, кто-нибудь из наших работников помогал все налаживать в течение нескольких месяцев.

- Насколько я знаю, у "Эльдорадо" собственная большая аналитическая служба, проводящая исследования рынка. Вы согласны с теми данными, которые дают другие компании, - объем, динамика рынка и проч.? - Я не совсем согласен с тем, что на Москву приходится 30% рынка электробытовой техники. Я думаю, что на розницу этот процент меньше. А другие данные, которые сейчас называют, верны.

- Многие ваши конкуренты сейчас видят угрозу в приходе в Россию западных специализированных сетей. Как вы считаете, будет ли их работа успешной и есть ли чего бояться российским сетям? - Я думаю, что все западные сети приходить к нам не будут. Первым, кто придет, конечно, будет Media-Markt. Следующих я пока не вижу. Это может быть какая-нибудь случайная компания. Но тех, кто придет, успех ждет несомненно.

- Вам не обидно, что ваши магазины несколько пренебрежительно называют дискаунтерами, что подразумевает меньшие ассортимент товаров и комфорт для покупателей? - Мы продаем тот же самый товар, что и другие сети, по более низким ценам. Мы это не оспариваем. И если кто-то хочет называть это дискаунтером, то пусть звучит так. В то же время мы работаем над новыми форматами - гипермаркетами, которые соответствуют тому уровню, на котором работают ведущие европейские сети.

- За счет чего вам удается продавать электронику дешевле? - Наша наценка, конечно, ниже, чем у всех других сетей. Мы пытаемся делать деньги на обороте и с издержками, я думаю, пока справлялись лучше, чем остальные компании. Но у нас, так же как и у всех компаний, которые быстро растут, появляются свои проблемы. Мы пытаемся их решить, привлекаем людей, которые имеют опыт работы в больших компаниях. С января 2003 г. у нас приступает к работе специалист из известной европейской сети, занимавший там должность директора по Восточной Европе.

- Кто это? - Мы представим его в январе. Это назначение связано с тем, что мы пытаемся оптимизировать наши издержки.

- Кто станет вашим партнером по развитию сети в Польше? ["Эльдорадо" является совладельцем варшавского гипермаркета MaxMedia. Ранее Яковлев заявлял о намерении увеличить число магазинов в Польше до 17.] - Есть две международные сети (их названия я не хотел бы сейчас озвучивать), с которыми мы ведем переговоры и надеемся в следующем году реализовать свои планы.

- Почему эти, как я понимаю, крупные компании заинтересованы в сотрудничестве с вами, почему они не выходят на рынок самостоятельно? - Как оказалось, везде одинаковые проблемы: компаниям не хватает либо людей, либо денег. Любой компании, которая приходит на новый рынок, гораздо проще начинать работу с уже действующей структурой.

- Для первого своего московского гипермаркета вы нашли очень необычное место - на Горбушке.

- Горбушка - это историческое место, где люди привыкли покупать электронику по низким ценам в связи с большой конкуренцией. С нашим приходом Горбушка обретет качественно новый уровень.

- По какому принципу вы подыскиваете помещения под свои магазины? - И в Москве, и в регионах существует большая нехватка торговых площадей в хороших местах. Конечно, оптимальный метод - оценив район и спрогнозировав оборот, определить площадь нового магазина. К сожалению, наши потребности не всегда соответствуют предложениям, поэтому зачастую приходится открывать магазины меньшей площади, чем хотелось бы.

- Сколько магазинов вы откроете в 2003 г.? - Планируем открыть более 100 магазинов.

- Сколько из них будет расположено в Москве? - Точно не знаю. Это в процессе переговоров. Это зависит от того, сколько и какие помещения мы найдем.

- У вас нет планов привлекать средства для развития за счет выпуска облигаций или размещения акций на биржах? - Мы рассматриваем все варианты. Для того чтобы выйти на фондовый рынок, надо приводить структуру компании в порядок, что мы и делаем сейчас. Она должна быть более прозрачная, доступная инвесторам. Во-первых, это полезно для себя, потому что, когда ты делаешь что-то под инвесторов, ты сам лучше понимаешь, что у тебя в компании происходит, потому что они требуют той информации, о которой иногда ты сам не задумывался. Сейчас компания "Эльдорадо" - только держатель торговой марки. Магазины - отдельные юридические лица. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем - может быть, в следующем году - они будут объединены в единый холдинг.

- В следующем году вы собираетесь привлекать сторонних инвесторов? - В следующем году, я думаю, развитие компании пройдет за счет инвестирования собственных средств.

- Кем была создана ваша компания? - Это была группа [частных] лиц - пять человек, многие из которых работают до сих пор. Мы не оригинальны в этом плане: основали очень маленькую компанию, сами покупали товар, сами ездили в регионы открывать магазины и потихоньку шли к тому, что есть сейчас.

- Сейчас в компании много акционеров? - Основными учредителями являемся мы с братом (Олег Яковлев является вице-президентом компании "Эльдорадо". - "Ведомости").

- Сколько вы планируете вложить в развитие сети в 2003 г.? - Эта цифра точно не известна. Безусловно, она будет больше $20 млн.

- Ваша компания принимает очень неожиданные решения по своему развитию. Это продуманная стратегия или получается само собой? - Многие вещи получились сами собой, по жизни. Нас заметили на рынке где-то в 2000 г., до этого нас никто не знал. А получилось это после кризиса. Когда случился кризис, нам было достаточно неуютно первые два месяца, начались сокращения. И в этом, я считаю, кризис нам очень помог - вместо 22 менеджеров у нас осталось пять, которые стали управлять более эффективно, чем раньше. В декабре 1998 г. мы приобрели микродиновскую сеть (три магазина компании "Микродин" в Москве. - "Ведомости") и затем стали открывать новые магазины. Мы рискнули и в общем-то угадали. Потому что в 1999 г. взять магазины было гораздо легче - они были дешевле, а в 2000 г. наши магазины дали нам хороший оборот.

БИОГРАФИЯ: Игорь Яковлев родился в 1965 г. Закончил Дагестанский политехнический институт и затем Санкт-Петербургский университет МВД РФ. С 1994 г. до настоящего времени возглавляет компанию "Эльдорадо". Женат, имеет сына. Хобби - игровые виды спорта и путешествия с семьей.

О КОМПАНИИ: Компания "Эльдорадо" создана в 1994 г. Владелец торговой марки - Торгово-инвестиционная группа (ТИГ) "Эльдорадо", зарегистрированная в Ирландии. В состав компании входят 303 магазина в России, на Украине и один гипермаркет торговой площадью 5000 кв. м в Польше. Оборот сети в 2001 г. составил $500 млн. Основные владельцы - Игорь и Олег Яковлевы.