СТАТИСТИКА: Сделать цифры достоверными


Основная задача современной государственной статистики - обеспечивать власть информацией. Вместе с тем заинтересованность в статистической информации проявляют и представители науки и бизнеса. Информация необходима им для обсуждения с властью различных аспектов развития страны. Конструктивность этого диалога зависит от объема данных, получаемых различными сторонами.

На сегодня российская статистическая система не четко структурирована. Любое ведомство может отказать другому, в том числе Госкомстату, в предоставлении запрашиваемых показателей. Необходим закон о статистике, фиксирующий полномочия и ответственность за полноту и качество предоставляемой информации, технику обмена данными, взаимные права и обязанности ведомств. Слабость законодательства проявляется и в части, регламентирующей сбор первичной информации от предприятий и организаций. В соответствии с существующим законом за искажение или непредставление отчетности возможно взыскание штрафа в размере не более 10 МРОТ. По этой причине предприятия и организации не обеспокоены предоставлением Госкомстату полной и достоверной информации. Иная ситуация, например, сложилась во взаимоотношениях Центрального банка с коммерческими банки, которые удовлетворяют запросы ЦБ под угрозой санкций.

Не получая всю необходимую информацию, Госкомстат сталкивается с трудностями, формируя достоверные показатели. Сомнения в достоверности возникают и по другой причине. Деятельность Госкомстата подконтрольна правительству. Правительство прогнозирует социально-экономическое развитие страны (Минэкономразвития) и одновременно контролирует достоверность исполнения прогнозов (Госкомстат). Для достижения объективности независимый от правительства институт должен наблюдать за деятельностью Госкомстата, как, например, в Нидерландах. Здесь Статистическое управление входит в состав Минэкономики. Вместе с тем существует Центральная комиссия по статистике, независимая организация, наблюдающая за адекватностью статистического ведомства.

Основная причина недостатков российской статистики заключается в ее бедности. Госкомстат существует преимущественно за счет федерального бюджета, и его финансирование год от года сокращается. В бюджете 2002 г. расходы на Госкомстат составляют 0,4% непроцентных расходов, что больше, чем в 2001 г. (0,26%). Но это мнимый рост, поскольку 53% расходов этого года связано с проведением переписи населения. В проекте бюджета на 2003 г. расходы на Госкомстат планируются в размере 0,2%. Утвержденная в 1996 г. федеральная программа по реформированию статистики в 1997 - 2001 гг. была профинансирована менее чем на 10%. В результате Госкомстат теряет кадровый потенциал, ухудшается его материально-техническая база. Необходимо реформировать статистику для обеспечения равного доступа к информации и создания системы показателей, удовлетворяющей различных пользователей. Для этого целесообразно: создать межведомственный совет по развитию статистики при президенте с участием представителей правительства, Федерального собрания, РАН, ТПП и других пользователей статистических данных; законодательно определить полномочия и сферу ответственности различных ведомств. Возможно, сделать Госкомстат координатором, агрегирующим информацию по всем разделам социально-экономической статистики, отвечающим за ее полноту и достоверность. Прочие ведомства обязать предоставлять ему определенный перечень информации и содействовать в совершенствовании статистики; ужесточить ответственность за непредоставление и искажение первичной информации предприятиями и организациями; увеличить финансирование Госкомстата.

Автор - сотрудник Института комплексных стратегических исследований