ИРАК И США: Третьего не дано


Негативная реакция на представленный ООН иракский отчет позволяет предположить, что в ближайшие недели скрываемые Багдадом вооружения станут главной темой. То, что США настроены решительно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Развертывание американских вооруженных сил и активная подготовка к военным действиям выглядят убедительнее любых слов. В то же время жесткая и воинственная риторика звучит со стороны американских официальных лиц с самого августа, когда начался кризис. Бряцание оружием в сочетании с громкими заявлениями породило всеобщую убежденность (правда, в большей степени за пределами страны) в том, что Америка действительно настроена начать войну по причинам как открыто ею декларируемым, так и сознательно скрываемым.

В итоге создалось впечатление, что решительным намерениям США не хватает взвешенности. Согласно опросам жители многих стран мира убеждены, что Америка хочет войны, а проблемой разоружения администрация Буша просто прикрывается, чтобы уничтожить враждебный США, Великобритании и Израилю режим. Большинство жителей Франции, Германии, России и Турции против войны в Ираке, и даже в Великобритании только половина населения высказывается "за". Основная масса американцев готова поддержать применение силы с санкции ООН, но не одностороннюю военную акцию США. Иностранцы, которые в принципе положительно относятся к Америке, в последнее время все чаще проявляют недовольство ее политикой, в особенности ее стремлением развязать войну.

В этой ситуации США необходимо вести себя таким образом, чтобы убедить большую часть мира: твердая американская позиция в отношении Ирака по-прежнему заслуживает международной поддержки. Это необходимо не ради решения судьбы Саддама Хусейна или Ирака, которые не представляют сейчас чрезвычайной угрозы ни США, ни мировому сообществу. Как справедливо заметил 12 сентября президент Буш, это "серьезная, постоянно возрастающая угроза", но не непосредственная.

Сегодня на карту поставлена легитимность притязаний Америки на роль мирового лидера, а также будущее международной системы безопасности. Иракский кризис станет прецедентом: от того, удастся ли заставить Ирак подчиниться международным нормам, зависит дальнейшая эффективность борьбы с терроризмом и распространением оружия массового поражения. В подобных ситуациях Америка должна играть роль лидера, обеспечивающего проведение совместных международных акций, подкрепляемых экономической и военной мощью США. Без такого лидера мир может постепенно скатиться в хаос насилия, живущий по закону джунглей. Здесь многое зависит от решения иракской проблемы. Исходом нынешнего кризиса может стать как укрепление, так и, наоборот, ослабление системы международной безопасности. Возможны три варианта развития событий: l Иракский режим пойдет на уступки, удовлетворив требования ООН и США, продиктованные резолюцией 1441 Совета Безопасности: никаких "ложных утверждений или умолчаний" в отношении военных программ и "полное сотрудничество". l Ирак не пойдет на уступки, вследствие чего под эгидой ООН будет проведена операция по насильственному свержению иракского режима.

l ООН и США разойдутся во мнениях, и США предпримут военную операцию, лишь частично опираясь на международную поддержку.

Очевидно, что первые два варианта приведут к укреплению способности международных структур к совместным действиям по устранению таких угроз по всему миру. Это особенно важно в свете вызывающего поведения Северной Кореи, заявившей о своем намерении наращивать ядерный потенциал. Сегодня эта проблема даже важнее иракской. Кроме того, в любом из этих двух случаев существенно укрепится престиж США, поскольку разрешение кризиса будет достигнуто благодаря усилиям американской дипломатии и решимости страны применить военную силу даже ценой жизни собственных солдат.

Третий исход имеет меньше преимуществ. Он сопровождается потенциально более высоким политическим риском и может вызвать усиление антиамериканских настроений как на Ближнем Востоке, так и в Европе. Кроме того, Америке придется в одиночку расхлебывать тяжелые последствия войны. Финансовые затраты будут огромны. Односторонняя военная операция может породить всплеск не только антиамериканских настроений во всем мире, но и всплеск антисемитизма. Наконец, наказав Ирак за неподчинение санкциям ООН, Америка сама нарушит санкции ООН, и ее победа может оказаться пирровой.

Те, кто горячо приветствуют третий вариант развития событий, озабочены прежде всего не разоружением Ирака, а сменой правящего режима в этой стране. Они не стремятся создать прецедент эффективной международной операции по обеспечению безопасности в мире. Преувеличенное представление об американской мощи заставляет их путать превосходство со всемогуществом. Непонимание этой разницы может вызвать к жизни процесс, который чреват для Америки потерей лидирующей роли в перспективе.

Из сказанного ясно, что США должны предпринять все возможное, чтобы избежать третьего варианта. Америке надо убедить мировую общественность в целом и Совет Безопасности в частности в том, что Ирак должен либо честно подчиниться предъявленным к нему требованиям, либо стать объектом совместной акции, санкционированной международным сообществом. (WSJ, 23. 12. 2002, Наталия Кун) Автор - бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности