ОТ РЕДАКЦИИ: Праздник глобализации


Новогодние праздники - лучшее доказательство того, что у людей во всем мире становится все больше общего. Можно сесть под елкой с шампанским и посмотреть по телевизору, как люди в разных странах делают то же самое с поправкой на часовые пояса.

Но с чего все взяли, что мир движется по пути глобализации? Вот приметы, по которым обычно судят об этой тенденции: рост всемирной торговли, глобальные кризисы, американское кино, японская машина, тайваньский чип, "Макдоналдс" и кока-кола. Теперь в список можно добавить терроризм. Еще говорят, что налицо смешение рас и народов. Все прочие признаки глобализации - это производные от модных штанов, Брюса Уиллиса, биг-мака и автомата Калашникова.

Если присмотреться, то можно увидеть, что все выше перечисленное - это вовсе не атланты, на которых держится небо над глобальным миром, а ветряные мельницы. Только идеалист может принять их за злобных великанов, угрожающих многообразию мира. До единого мира потребления апологетам глобализации так же далеко, как большевикам в 1917-м до мировой революции.

Глупцы и идеалисты найдутся всегда. Вот картинка - на тракторе едет рыцарь без страха и упрека, французский фермер и ниспровергатель "Макдоналдсов" Жозе Бове. За ним тянутся те, кто недоволен иммиграцией, стиранием национальных отличий, исчезновением традиций, плодами научно-технического прогресса, засильем глобальных брэндов и прочими символами общества потребления. Проповедь антиглобалистов, в паспортах которых виз больше, чем у владельцев интернациональных бизнес-империй, сама по себе глобальнее, чем "Макдоналдс".

Ответить рыцарю антиглобализма Бове, утверждающему, что мир только сейчас лишился добрых затворнических традиций и теперь катится к катастрофе, можно вот что.

Думается, антиглобалисты перепутали причину со следствием. Идея, что мир объединяется в единое целое, как и идея борьбы с этим объединением, - это просто убежище. В нем скрываются те, кто ощущает липкий страх перед враждебностью этого мира. Перед еще не родившимися миллиардами Бангладеш, Пакистана, Нигерии и Конго и сотней миллионов из Саудовской Аравии. Перед тем, что на самом деле у нас всех очень мало общего.

Особо глупо и идеалистично выглядит желание глобалистов и антиглобалистов доказать свои идеи с помощью фактов. Например, с помощью данных о той же всемирной торговле.

В ней участвуют даже жители Афганистана, который, казалось бы, самим фактом своего существования опровергает идею глобализации. В одной из московских гостиниц 10 этажей (по 100 номеров на каждом) занимают афганские лавки. Там сидят продавцы с четками, курятся благовония, на прилавках разложены циновки и сари вперемежку с китайскими магнитофонами. Этакий кабульский базар, поставленный "на попа".

Но вряд ли этот факт можно использовать как доказательство того, что Афганистан (или, по крайней мере, отдельные его представители) желает поучаствовать в глобализации.

По сути, со времен греческих колоний в мире ничего не изменилось. Торговля, научно-технический прогресс и мода, ныне воспринимаемые как неотъемлемый признак глобализма, тысячи лет связывают людей непрочными ниточками. К единству мира эти связи не имеют никакого отношения. Бродячие ремесленники и коммивояжеры из Рима с товарами средиземноморской глобализации - какими-нибудь горшками от тогдашнего Louis Vuitton - бродили по варварской Европе и через сотню лет после катастрофы, постигшей Римскую империю.

Великие цивилизации древности губила именно трусливая мысль, что мир един и незыблем. Историки прошлого старательно описывали пределы Вселенной, утверждая, что они давно достигнуты. Купцы, а также путешественники-туристы добирались до самого края света, а возвратившись, живописали экзотику и чудеса, но резюмировали, что в целом в дальних странах все то же, что и дома.

Из общества, объятого идеей глобализма, будто выпускали пар. В этом были и положительные моменты. Колониальная политика в отношении жителей окраин в таких случаях сменялась политикой предоставления всех гражданских прав бывшим рабам и привнесения "вечных ценностей" в бывшие колонии. Это всегда приводило к смягчению нравов, обеспечивало рост производства и торговли, но еще никого не спасало от неизбежного упадка.

Наш мир не обязательно постигнет та же участь. За тысячи лет человечество научилось спокойно справляться с любыми вызовами. Скорее всего, справится оно и с вопиющим неравенством, и с перенаселением, которое сейчас пытаются заретушировать идеями глобализма.

Не берусь утверждать и то, что нечто похожее думал житель какой-нибудь Парфии в начале III в. от Р. Х., наблюдая за начавшимся великим переселением народов и с ностальгией вспоминая великое прошлое.

Главное, чтобы через 700 лет наш потомок не подвел черту под нашей историей, как когда-то Фирдоуси под историей Парфии: "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен".