ОТ РЕДАКЦИИ: Лондон зовет


Удивительный москвич-психиатр, основатель группы компаний "Синтез" и банка UCB Марк Гарбер недавно оказался в центре сразу нескольких крупных сделок, связанных с привлечением иностранного капитала в Россию.

Старший партнер частной английской инвестиционной компании Fleming Family & Partners (FF&P), созданной при его участии в 2000 г., Гарбер сумел убедить британскую семью Флемингов, знаменитую изобретением Джеймса Бонда, в том, что вложение денег в Россию является приоритетом.

Теперь известия о крупных проектах Fleming в России появляются один за другим. В начале декабря компания подписала соглашение с нашим алмазным гигантом "АЛРОСА" о совместной разработке крупнейшего в Европе Ломоносовского месторождения ($350 млн). В середине декабря контролируемая Флемингами Highland Gold Mining, единственным активом которой являются месторождения золота в Хабаровском крае и Читинской области, разместила 10% акций в Лондоне, выручив около $32 млн.

Вчера стало известно, что FF&P стала владельцем "крупного" пакета акций второго по величине российского алюминиевого холдинга "СУАЛ" и собирается принять участие в выводе акций "СУАЛа" на западные фондовые рынки. Также вчера анонимный представитель FF&P в Москве заявил, что его компания интересуется участием в разработке крупнейшего в Евразии месторождения золота Сухой Лог в Иркутской области, стоимость разработки которого оценивается в $1 - 2 млрд.

Главная идея, которой Гарбер соблазнил Флемингов, заключается в том, чтобы превратить российские компании в транснациональные, зарегистрированные в том месте, где находится капитал, т. е. в Европе или США. Гарбер считает, что денег внутри России, даже знаменитых миллиардов в чулках населения, недостаточно для "обеспечения нужной динамики инвестиционного процесса".

По мысли Гарбера, перенесение штаб-квартиры в Лондон или Франкфурт должно также способствовать международной экспансии российских капиталов, заработанных на экспорте сырья. "СУАЛ" и родственная ему Тюменская нефтяная компания собираются выходить на рынки капитала именно таким образом. Другие российские компании, например "ЛУКОЙЛ" или "ЮКОС", сумели стать международными, не перенося свою штаб-квартиру за пределы страны, доказав тем самым, что возможен иной путь, чем предлагает Гарбер. Через пять лет мы увидим, какая из двух стратегий оказалась более верной.