Бизнес на помойке


Самые маргинальные, нишевые виды бизнеса, какой бы примитивной ни казалась их структура, тоже требуют от менеджеров изобретательности и управленческой изощренности. Опыт компаний, управляющих автомобильными свалками в США, доказывает: не бывает хороших и плохих видов бизнеса, бывают успешные и неуспешные бизнесмены.

Казалось бы, нет ничего проще, чем держать кладбище старых автомобилей. Отбуксировать искалеченное транспортное средство с места аварии, подождать, пока закончат свои дела агенты страховой компании, и, наконец, отправить машину механикам, которые разберут ее на детали, чтобы пустить в оборот уцелевшие.

Однако и здесь есть лидеры и аутсайдеры. Несколько лет назад американский рынок джанк-каров оказался на 50% под контролем двух компаний - Copart и Insurance Auto Auctions. Их успех - пример того, как последовательная менеджерская стратегия в сочетании с применением современных технологий помогает победить конкурентов.

На протяжении последнего десятилетия консолидация рынка автомобильного утиля шла исключительно динамично: Copart и Insurance Auto Auctions планомерно скупали более мелких конкурентов десятками, пока не превратились в монополистов. Через эти две компании ежегодно проходит более 1 млн побывавших в аварии или просто одряхлевших автомобилей. История конкуренции самих этих компаний друг с другом тоже достаточно драматична и поучительна.

Обе компании основаны в 1982 г. Insurance Auto, базирующаяся в Иллинойсе, сделала более быстрый старт: она раньше, чем Copart, начала скупать автосвалки и первой вышла на открытый рынок. Однако Copart удалось быстрее объединить свои разрозненные операции и шагнуть навстречу современным технологиям, предложив покупателям воспользоваться ее услугами через Интернет. В 1994 г. она разместила свои акции на NASDAQ. Уиллис Дж. Джонсон, председатель совета директоров и гендиректор Copart, прежде был владельцем автомобильной разборки самообслуживания под названием U-Pull-It. В 2002 финансовом году прибыль Copart составила $57,4 млн - на 34,4% больше, чем в 2001 г. Доходы выросли на 24,7% до $316,5 млн.

Пытаясь выстоять в борьбе, Insurance Auto не раз меняла команду менеджеров. Томас ОХБрайен, бывший руководитель компании по производству автомобильных стекол, - уже третий за последние три года гендиректор. Он вступил в должность с убежденностью, что сможет помочь компании догнать и перегнать Copart. Под его руководством был взят курс на географическое расширение и удобный сервис. Однако истекший финансовый год Insurance Auto закончила с небольшим убытком. "По сравнению с Сopart нам не хватает однородности и интегрированности с системной и с операционной точек зрения", - говорит ОХБрайен. Доходы Insurance Auto сократились из-за того, что компании пришлось покупать разбитые автомобили по более высокой цене, в то время как цены на запчасти росли не столь быстро.

Одно из конкурентных преимуществ в любой современной индустрии - размер: крупные сети выживают гораздо лучше. У Copart 100 точек в 40 штатах, у Insurance Auto - всего 62 в 26 штатах. Десяток лет назад трудно было бы представить себе, что процветание автомобильного кладбища будет зависеть от степени его компьютеризации. Однако руководство Insurance Auto пришло к выводу, что компания сегодня проигрывает в конкуренции еще и потому, что компьютерная система, связывающая ее свалки, требует усовершенствования и стандартизации. Сегодня она продает через Интернет менее 1% своих запчастей, в то время как в Copart по Сети осуществляется около 18% продаж. Интернет стал для нее жизненно важным фактором роста клиентской базы и повышения прибыльности. (WSJ, Наталия Кун)