Человек, который хочет упростить ВВС


Первая попытка получить место на BBC окончилась для Грега Дайка неудачей. Компания тогда посчитала, что этот человек не создан для работы в сфере вещания. Свою попытку он повторил через 30 лет - на этот раз намереваясь занять высший пост в британской публичной вещательной корпорации. В январе 2000 г. Дайк стал первым в истории генеральным директором ВВС, который получил эту должность, не имея опыта работы в компании.

По словам Дайка, весь его долгий путь ученичества - от работы на London Weekend Television до членства в советах директоров Channel 4, ITN, BSkyB и Pearson (материнской компании газеты Financial Times) - сделал его достаточно квалифицированным специалистом для защиты интересов BBC на рынке, на котором доминируют американские программы, поступления от рекламы невелики, а платные каналы ведут агрессивную политику. "Если вы вещательная компания, живущая за счет коммерческой деятельности, и при этом год от года теряете свою долю рынка, в конце концов вы сорветесь в пропасть, если не пересмотрите структуру расходов, - говорит 56-летний гендиректор. - Но это означает, что роль BBC становится более важной, если вы хотите получить телевизионную систему, которая будет служить отражением нашей культуры. Сейчас мы находимся именно на этой стадии. И меня не удивляет то, что в наш адрес раздается критика с самых разных сторон - прежде всего из сектора коммерческого вещания, а также со стороны людей, которые полагали, что BBC - это только для них".

В последние месяцы критика со стороны коммерческих конкурентов, политиков, регулирующих органов и некоторых газет превратилась в настоящую стену огня. Некоторые медиа-магнаты, включая гендиректора News Corp. Руперта Мердока и гендиректора Viacom Самнера Рэдстоуна, подвергли критике способы финансирования деятельности корпорации и запуск ее новых цифровых каналов. Политики недовольны работой корпорации во всех сферах ее бизнеса. Неудачный запуск новостного канала BBC - News 24 был раскритикован в подготовленном по заказу правительства отчете. Лорд Липси, эксперт в области вещания и сторонник премьер-министра Великобритании Тони Блэра, в одной из своих последних статей также критикует Дайка: "Инстинкты Дайка направлены на то, чтобы колонизировать, конкурировать и уничтожать. Это указывает на то, что он не осознал растущую угрозу для BBC. Если BBC действует так же, как и другие вещательные компании, какой в ней смысл? " Дайку предстоит доказать, что ВВС оправдывает свою роль общенациональной вещательной компании. В 2006 г. правительство должно решить, продлевать ли договор, дающий ВВС статус государственной корпорации. Этот статус позволит ВВС получить 2,53 млрд фунтов стерлингов ($4,08 млрд) в виде комиссионных за предоставление лицензий на показ программ.

Внутренние данные BBC, не публиковавшиеся ранее, свидетельствуют, что за период действия договора с 2000 по 2006 г. корпорация получит в виде дополнительного финансирования 4,25 млрд фунтов ($6,86 млрд). Около 960 млн фунтов ($1,55 млрд) - за счет увеличения комиссионных за предоставление лицензий. В получении еще 3,29 млрд фунтов ($5,31 млрд) компания должна "помочь себе сама". Меры по "самопомощи" неоднозначны, поскольку включают сокращение расходов на 1,99 млрд фунтов ($3,21 млрд), а также развитие коммерческих проектов, что, по прогнозам, должно принести около 75 млн фунтов ($121 млн) в год.

По мнению Дайка, эти меры позволят высвободить значительные дополнительные средства и направить их на создание программ. За первые три года действия нынешнего договора корпорация планирует дополнительно инвестировать 1,24 млрд фунтов ($2 млрд) в развитие цифровых каналов, интернет-бизнеса, образовательных программ и регионального вещания. В результате в этом году размер дополнительных инвестиций превысит денежные ресурсы корпорации. "Мы ожидаем, что к концу 2003 г. ликвидные средства BBC в размере 250 млн фунтов ($403,3 млн) будут истрачены, а долг корпорации составит около 80 млн фунтов ($129,04 млн) ", - говорится в одном из документов компании. Подобное положение не вызывает тревоги у Дайка. Он рассчитывает, что до конца действия нынешнего договора его корпорация расплатится со всеми долгами. Это не так просто: ВВС должна действовать как коммерческий оператор и одновременно создавать серьезные программы, которые ни один коммерческий оператор не стал бы финансировать. Критики BBC говорят, что до сих пор в совмещении этих двух направлений корпорации преуспеть не удалось. Дайк отвергает обвинения. "Мы дополнительно инвестировали 100 млн фунтов ($161,3 млн) в год в [информационно-развлекательный канал] BBC1, значительные средства вложены в экранизацию драматических произведений, и нам удалось остановить сокращение зрительской аудитории, - заявляет он. - Сейчас мы реализуем вторую часть этого плана и инвестируем в программы по искусству и документальные фильмы". Дайк также рассматривает спортивные программы в качестве индикатора успешности своей деятельности. При прежнем гендиректоре Джоне Берте инвестиции в спортивные программы урезались в пользу драматических постановок, документальных фильмов и новостей. Дайк соглашается, что спортивные передачи не будут доминировать в эфире, как это было 20 лет назад. Компании трудно инвестировать в эту область столько же, сколько спутниковый канал BSkyB, 36,3% которого принадлежат News Corp. и который оттянул на себя значительную долю аудитории. Однако инвестиции ВВС в 278 млн фунтов ($448,4 млн) в цифровое телевидение в прошлом финансовом году были оправданны. Поскольку в ближайшие 10 лет большинство зрителей смогут принимать цифровые каналы, Дайк считает, что BBC должна быть главным провайдером подобных услуг: "Урок, полученный у США, заключается в том, что, если вы не идете на мультиканальный рынок, у вас скоро возникнут огромные проблемы". При этом Дайк отрицает, что роста аудитории BBC добилась благодаря развитию своего коммерческого телевидения. "Очень опасно идти на поводу у интеллигенции, которая уверена, что BBC в принципе создана для них. Это не так. BBC - это компания для всех жителей страны, - говорит Дайк. - Мы не собираемся гнаться за высокими рейтингами. Мы намерены предлагать интересные, захватывающие, ставящие проблемы программы".

Возможность создания таких программ в значительной степени зависит от размеров комиссионных, которые корпорация по договору с государством получает за лицензии. "Были времена, когда я верил в платное ВВС. Но подписка уничтожает одно важное качество ВВС - доступность каждому", - говорит Дайк. У ВВС огромная аудитория, которой интересны отражаемые компанией события - от мероприятий с участием членов королевской семьи до спортивных чемпионатов. И лицензионные отчисления Дайк пытается дополнить средствами от рекламы.

ВВС, по мнению ее гендиректора, служит бастионом на пути американизации британского теле- и радиовещания. Противостоять давлению американцев он намерен в том числе путем расширения вещания ВВС в самих США. Уйти на пенсию Дайк собирается через четыре года, когда ему исполнится 60 лет. К тому времени он намерен реализовать составленный им список реформ. Они включают реорганизацию корпоративной культуры, увеличение числа аналитических и документальных программ, вывод в эфир имеющих высокий рейтинг мыльных опер, экспансию в Америке, развитие спортивного и детского вещания и уменьшение зависимости канала от американских шоу.

Секрет успеха, по его мнению, достаточно прост: "Когда я пришел сюда, мне все говорили, что это ужасно сложная организация. Я сказал: она вовсе не выглядит сложной. Мы зарабатываем 2,5 млрд фунтов ($4,03 млрд) и тратим их. ВВС сама себя усложнила, и нужно ее упростить". (FT, 15. 01. 2003, Владимир Волков, Михаил Оверченко)