ЭНЕРГЕТИКА: Почему я поверил в реформу


Лорд Ротшильд, один из лучших инвесторов в истории, сказал, что время для инвестиций наступает, когда кровь льется по улицам. Он полагал, что моменты беспорядка, когда инвесторы в панике и все ждут катастрофы, предоставляют наилучшие возможности для получения выгоды.

Россия не стоит на пороге кровавой революции, но, образно говоря, кровь льется по улицам энергетического сектора. Акции энергетических компаний России оцениваются ниже их западных аналогов более чем в 10 раз. Влиятельные инвестиционные банки прогнозируют, что акционеры энергокомпаний потеряют большинство активов во время реструктуризации сектора. Рынок верит, что оставшиеся активы никогда не принесут прибыль из-за неэффективного регулирования. А значит, пришло наилучшее время для инвестиций в этот сектор.

Сейчас в электроэнергетике все выглядит достаточно безнадежно. Но на самом деле не так много нужно сделать, чтобы поднять интерес со стороны инвесторов. Как представитель миноритарных акционеров в совете директоров РАО ЕЭС, я много общаюсь с портфельными инвесторами компании. Их волнуют всего несколько критериев: четкий, последовательный план реформ; сохранение прав собственников в процессе реструктуризации; рынок, который позволяет эффективным, хорошо управляемым компаниям зарабатывать прибыль; достаточная ликвидность акций компании.

Все эти критерии достижимы. Четкий, последовательный план реформ появится вскоре после того, как Дума примет законы о реформе энергетики. Права на собственность пока еще не нарушены. Существуют, конечно, некоторые угрозы, но собственность будет сохранена, пока инвесторы остаются бдительными. Эту бдительность должны гарантировать независимые директора РАО ЕЭС, в том числе и я. Реформаторские законы позволят эффективным предприятиям стать прибыльными. А ликвидности акций можно достигнуть путем выпуска ADR для всех выделяемых из РАО компаний и их слияний. Такие предложения совету директоров я уже сделал. В конце реформы большинство, если не все выделяемые компании, будут достаточно крупными, чтобы поддерживать нужный уровень ликвидности.

Больше всего инвесторов беспокоит то, что реформа энергетического сектора России никогда не будет проведена. Этот риск незначителен. Ясно, что в перспективе цена электричества при нынешней системе ценообразования ("себестоимость плюс") будет выше, чем в условиях конкуренции. Представители российского правительства - или, по крайней мере, некоторые из них - достаточно умны, чтобы сознавать, что конкурентный рынок - единственный реальный способ снижения тарифов на электроэнергию.

Другая проблема, о которой я часто слышу, - "риск Чубайса". Некоторые аналитики и инвесторы считают, что Чубайс необходим для реформ, и не хотят его смещения. Другие уверены, что эффективные и честные реформы не могут быть проведены, пока он возглавляет РАО ЕЭС, и хотят его отставки. Оба убеждения ошибочны. Сведение всей реформы к проблеме личностей, например к дебатам по поводу Чубайса, - это легкий выход из положения для людей, которые на самом деле не понимают сути реформы. Легко сказать: "Чубайс плох, поэтому все, что он предлагает, плохо" или "Чубайс хороший, поэтому все, что он предлагает, хорошо". Несмотря на мою жесткую оппозицию ко многим его инициативам, я никогда не скажу: "Я противник Чубайса". Я хочу, чтобы реформа состоялась, хочу, чтобы акционеры сохранили контроль над активами, и хочу, чтобы рынок эффективно функционировал. Поэтому считаю, что нужно поддержать любое предложение, направленное на достижение этих целей.

Я делюсь с рынком всей информацией, которую я получаю в совете директоров РАО ЕЭС. Более того, к тому моменту, когда совет директоров получает какую-либо информацию, она уже известна сотням людей. Однако я знаю одну важную вещь, которую рынок либо не знает, либо не может понять, не все решено заранее. Похоже, аналитики рынка считают, что люди, принимающие ключевые решения, сидят за закрытыми дверями, курят сигары и делят российскую энергетику. Да, я уверен, что люди сидят за закрытыми дверями и обсуждают самые разные вещи, но я знаю также, что в российском правительстве есть люди, которые честно пытаются взвесить все проблемы и найти лучшее решение для страны.

Инвесторы сегодня слишком циничны и из-за своего цинизма упускают выгодные возможности. В 1999 г., после ряда конфликтов с миноритарными акционерами, акции нефтяной компании "ЮКОС" стоили всего 18 центов, но никто не хотел их покупать. Менеджеры "ЮКОСа" утверждали, что компания изменилась, и представляли доказательства хороших намерений, но инвесторы сказали: "Мы слишком умны, чтобы быть обманутыми на этот раз". Сегодня те же самые инвесторы счастливы купить акции "ЮКОСа" по $9. Точно так же рынок не верит в позитивные шаги в сторону энергореформы. Один потенциальный инвестор сказал мне: "Да, первые шаги хорошие, но это только для того, чтобы завлечь тебя. Это трюк".

Не думаю, что цена акций энергокомпаний вырастет в 50 раз. Но несомненно то, что акции, например РАО ЕЭС, должны стоить в 5 - 10 раз выше, чем сейчас, - 11,7 центов. Они значительно недооценены. И инвестиции в РАО, несмотря на необходимость серьезной работы и пристального внимания, я надеюсь, принесут прибыль.

Как показывает международная практика, реформы энергетического сектора - сложный процесс. Когда читаешь о российской энергетике в прессе или в отчетах аналитиков, будущее ее выглядит туманно. Но все выглядит не так печально, если тщательнее проанализировать инвестиционные условия и часто упоминаемые риски. Всегда, когда рынок оценивает актив по низкой цене, а результаты серьезного анализа говорят о перспективах в будущем, наступает хорошее время для инвестиций.

Автор - член совета директоров РАО ЕЭС, управляющий директор Halcyon Power Fund