Атака на форинт не удалась

Пока внимание инвесторов всего мира было приковано к главной коллизии на мировом валютном рынке - падению курса доллара к евро, на небольшом рынке в центре Европы развернулась настоящая драма. Национальный банк Венгрии и спекулянты, пытавшиеся задрать курс форинта, вели борьбу не на жизнь, а на смерть. В результате героических усилий нацбанка форинт упал к евро.
Валютные спекулянты, в основном хедж-фонды и банки, начали атаковать форинт на позапрошлой неделе. Для национальной валюты Венгрии установлен коридор 234,69 - 317,52 форинта за евро, центральный курс 276,1 форинта за евро может отклоняться не более чем на 15% в ту или другую сторону. Перед началом атаки форинт в течение долгого времени торговался около нижней границы коридора (см. график). Тактика спекулянтов была следующей: они брали евро в долг, покупали на них форинты, надеясь заставить курс пересечь границу, а центробанк - повысить курс форинта и изменить границы коридора. Заработать спекулянты надеялись на последующей скупке евро, которые они должны были вернуть кредиторам, за меньшее количество подорожавших форинтов. "[На рынке] сложилось ощущение, что венгерские денежные власти слабы и нерешительны и что [атака на форинт] позволит быстро и легко заработать", - говорит Роберт Хейворд, валютный аналитик банка ABN Amro.
Атака началась вечером в среду, 15 января, однако в четверг и пятницу ЦБ ответил огнем тяжелой артиллерии. Он дважды снизил процентные ставки до 6,5% (по 1 процентному пункту в день), ввел ограничения на краткосрочные депозиты и провел массированные интервенции, продавая форинты и скупая евро. "Рынок рассчитывал добиться повышения курса форинта процентов на 10, но в результате мы получили падение на 10% ", - говорит Дэвид Браун, главный экономист по Европе Bear Stearns. Курс венгерской валюты снизился с 234 до 250 форинтов за евро.
"Возможно, главный урок, который можно извлечь из этой ситуации, в том, что центробанк обладает гораздо большей возможностью бороться с укреплением валюты, чем с ее ослаблением (что обычно и происходит во время кризисов в развивающихся странах), поскольку возможности [участников рынка] по ослаблению валюты неограниченны", - говорит Ларри Кантор, руководитель валютного отдела J.P. Morgan.
Аналитики Dresdner Kleinwort Wasserstein оценивают интервенции ЦБ в миллиарды евро, аналитики J.P. Morgan более конкретны - 5 млрд евро, что соответствует 8% ВВП страны. При этом в Dresdner Kleinwort Wasserstein отмечают, что размер денежной базы в Венгрии составляет 7 млрд евро и столь значительная накачка финансовой системы деньгами, а также падение курса форинта могут привести к ускорению инфляции. Между тем она и так превышает цель ЦБ по инфляции в 4,5%. Чтобы предотвратить негативное воздействие своих интервенций на экономику, ЦБ на прошедшей неделе продал часть купленных евро.
Валютные проблемы переросли в политические. В прошедший понедельник MSZP, крупнейшая партия в правящей коалиции, а в четверг и бюджетный комитет парламента обвинили председателя ЦБ Жигмонда Яраи в неспособности обеспечить стабильность финансовой системы. По мнению министра финансов Чабы Ласло, спекулятивной атаки на форинт можно было избежать, если бы ЦБ раньше снизил процентные ставки.
Хотя валютная война в Будапеште была делом сугубо внутренним, некоторые восточноевропейские страны тоже пострадали: спекулянты были вынуждены закрывать позиции на соседних рынках, чтобы компенсировать потери на венгерском. Так, во время торгов 16 января курс польского злотого упал до самого низкого уровня за два года и семь месяцев. (Использованы материалы WSJ.)