"Префы" растут быстрее


Итоги прошлого года на российском фондовом рынке опровергли расхожую теорию о том, что владельцы привилегированных акций получают основной доход от дивидендов, а обыкновенных - за счет прироста их курсовой стоимости. Несмотря на низкую дивидендную доходность, котировки привилегированных акций российских компаний росли быстрее, чем у обыкновенных.

Для российского фондового рынка 2002 год можно назвать годом привилегированных акций. У большинства компаний, у которых на биржах обращаются оба типа бумаг (см. таблицу), привилегированные акции опередили обыкновенные по росту доходности.

Эксперты объясняют это по-разному. Директор московского представительства Prosperity Capital Management Александр Бранис указывает на разницу в дивидендах - по привилегированным акциям они обычно выше. Но объяснить тенденцию только этим нельзя - ведь в большинстве компаний дивидендная доходность акций не превышает 10%. Исключением стали обыкновенные акции "Сибнефти", владельцы которых на дивидендах заработали 28% от стоимости своих бумаг (а общая доходность ее акций по итогам года составила 213%).

Аналитик "Тройки Диалог" Денис Горват отмечает, что сближение котировок привилегированных и обыкновенных акций продолжается уже не один год. "За каждым приростом обыкновенных бумаг следует больший прирост привилегированных", - говорит он. Бранис тоже уверен, что разница в цене должна быть меньше. "Раньше компании дивидендов практически не платили, и владение "префами" ничего не давало, а обыкновенные акции давали право голосовать. Поэтому отношение котировок привилегированных акций к обыкновенным не превышало 50%. Нормальным считалось 30 - 40%. В последнее время корпоративное управление в российских компаниях улучшилось, они начали делиться доходами с акционерами, и разрыв стал сокращаться", - объясняет руководитель аналитического отдела "Проспекта" Александр Корчагин.

А начальник отдела анализа рынка акций МДМ-банка Семен Скотт упоминает еще и такой фактор, как замедление темпов роста российского фондового рынка. В прошлом году индекс РТС вырос на 38% против 82% в 2001 г. "Когда рынок растет не сильно, инвесторы ищут менее рискованные активы, а привилегированные акции - это фактически облигации", - говорит Скотт. Корчагин соглашается, что дивидендная доходность российских "префов" сопоставима с инструментами с фиксированной доходностью.

Многие инвесторы интересуются привилегированными акциями в расчете на их будущую конвертацию в обыкновенные (как это сделал в 2001 г. "ЛУКОЙЛ"). "В уставах многих компаний записано, что на дивиденды должно направляться 10% чистой прибыли, и некоторые компании не хотят платить так много", - объясняет Корчагин. Первым кандидатом на конвертацию аналитики называют "Сургутнефтегаз", дивидендная политика которого вызывала недовольство миноритарных акционеров - некоторые из них даже пытались оспорить ее в суде. Разногласия вызывала методика расчета чистой прибыли для выплаты дивидендов: компания вычитала из нее затраты на капитальные вложения и отчисления в специальные фонды. Но поправки в закон "Об акционерных обществах", которые уже приняты Госдумой в первом чтении, дают четкое определение чистой прибыли - и оно не в пользу "Сургутнефтегаза". Неудивительно, что привилегированные акции компании в прошлом году подорожали больше обыкновенных (19,3% и 7,1% соответственно). Исключением из общей тенденции стал лишь "АвтоВАЗ", привилегированные акции которого подешевели, принеся своим владельцам доход только за счет дивидендов.

Однако растущая популярность "префов", по мнению экспертов, пока не способна затмить привлекательность обыкновенных акций. Корчагин отмечает, что дисконт между котировками обыкновенных и привилегированных акций уже почти исчез (см. таблицу). Например, у РАО ЕЭС он вчера составил 0,91. А руководитель аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов напоминает, что привилегированные бумаги все-таки менее ликвидны и не дают права голоса, что снижает интерес к ним со стороны стратегических инвесторов. Скотт также считает, что инвесторы будут и дальше охотнее вкладывать деньги в обыкновенные бумаги из-за их более высокой ликвидности.