ОТ РЕДАКЦИИ: Три года простоя


План налоговой реформы, которую правительство собирается провести через 2 - 3 года, не дает ответа на вопрос, ради чего вообще городить весь этот огород.

Жонглируя данными о доле мировой конъюнктуре в российском ВВП, Минфин доказывает, что надо снижать налоги крайне осторожно. В результате реформа будет увязана с предварительным сокращением непроцентных расходов бюджета, доля которых сейчас, напротив, уверенно растет. Снижение налогов для всей экономики должно сопровождаться также переносом бремени на сырьевые отрасли, что возможно только в случае сохранения высоких цен на товары российского экспорта. Тепличные условия, в которых сейчас верстается бюджет, не вечны. Поэтому нет никакой уверенности, что налоги через 2 - 3 года будут снижены.

Безусловно, снижать непроцентные расходы бюджета надо. Стимулирование конечного спроса за счет увеличения госрасходов, начатое еще правительством Примакова, в прошлом году окончательно исчерпало себя. Спрос покрывается импортом, объем которого растет даже на фоне ослабления рубля по отношению к евро. Это путь ведет не к росту производства, а к ускорению инфляции.

Между тем налоговые изъятия в следующем году, как стало окончательно ясно после вчерашнего заседания правительства, сохранятся практически на прежнем уровне. Запланированная на 1 января 2004 г. отмена налога с продаж - это стимул для розничной торговли, т. е. для того же импорта.

Возникает вопрос: каким образом правительство собирается использовать высвободившиеся при сокращении непроцентных расходов средства? Варианта два - продолжить пополнение финансового резерва или провести опережающее погашение внешнего долга. Оба варианта теоретически создают условия для снижения налогов в 2005 - 2006 гг.

У такого плана есть два больших минуса. Во-первых, опыт последних лет показывает, что правительству будет тяжело удержаться от расточительства в условиях бюджетного изобилия, да еще и в год выборов. Во-вторых, само по себе снижение непроцентных расходов, даже если оно будет реализовано уже в бюджете на 2004 г., не сможет ускорить рост экономики.

Не сложно заметить, что, если бы правительство не пыталось поставить телегу впереди лошади и провело бы налоговую реформу одновременно с административной, вышеозначенные проблемы можно было бы минимизировать, пусть и за счет снижения устойчивости бюджетной системы. В конце концов, идея налоговой реформы весьма популярна. Именно она будет козырем большинства партий в начавшейся предвыборной кампании.