Любовь к горам заставляет рискнуть


Крис Феллоуз только что вернулся с горнолыжного курорта Уистлер в Канаде, где провел с семьей целую неделю. Однако уже через несколько дней он едет в Альпы - на австрийский горнолыжный курорт Сент-Энтон. Когда же наступит лето, он отправится в южное полушарие - в Анды. В это время в чилийском Портильо прекрасные условия для катания на горных лыжах.

Разъезды по экзотическим горнолыжным курортам - рабочие будни Криса Феллоуза, владельца компании под названием North American Ski Training Center, которую сам же он и создал в городе Траки, штат Калифорния. Компания предлагает услуги по интенсивному обучению катанию на горных лыжах. Клиентура - самая взыскательная и состоятельная. Каждый из участников тура в Сент-Энтон платит за путешествие по $3900. Феллоуз нередко сам сопровождает группы человек по 15 в поездках на горнолыжные курорты в Северной и Южной Америке и Европе, выступая там в роли тренера.

Свою компанию Феллоуз основал девять лет назад, чтобы заниматься любимым делом и остаться в милом его сердцу Траки. Этот старинный, по американским понятиям, городок на высоте 1500 м над уровнем моря расположен неподалеку от знаменитых горнолыжных курортов у озера Тахо. К тому времени Феллоуз уже более 10 лет проработал тренером. По его словам, получал он немного, а венцом его карьеры скорее всего стала бы сугубо административная должность старшего тренера. "Сейчас у меня есть возможность заниматься тем, что я хорошо умею - тренировать, - рассказывает он. - Кроме того, я сам себе хозяин".

В маленьких городках неподалеку от горнолыжных курортов многие создают собственные компании, чтобы остаться в полюбившемся им месте и заниматься любимым делом. Некоторые, как Феллоуз, основали бизнес, долгое время проработав в индустрии горного отдыха. Однако многие, и таких большинство, пришли с равнин. "Люди перебираются сюда в поисках лучшей жизни, - рассказывает Джо Кек, директор центра Fort Lewis Small Business Development в городке Дюранго, штат Колорадо. - Однако число хороших рабочих мест здесь весьма ограничено".

Народ, как правило, приезжает с равнин, продав там свое жилье. Люди находят низкооплачиваемую работу и вкладывают свои сбережения в создание небольшой компании в надежде заработать на жизнь. Однако, замечает Кек, не все так просто. "Приезжают люди с деньгами, открывают свое дело, через пару лет денег не остается, и им приходится искать хорошо оплачиваемую работу", - рассказывает он.

Впрочем, сам Кек не только консультирует местных предпринимателей. У него тоже есть своя компания, и не одна. Например, магазин Hallmark, которым управляет его жена. Высокогорные курорты необычайно живописны и работают круглый год, говорит Кек, однако преуспеть в бизнесе здесь чрезвычайно сложно. Средние размеры прибыли в таких районах, как правило, ниже, чем в крупных городах, а следовательно, меньше и сами рынки.

Кроме того, бизнес зависит от количества туристов. Малоснежная зима или засушливое лето с лесными пожарами приводят к разорению неокрепших предприятий.

Многие пришельцы с равнин, реализуя давнюю мечту, создают компании, так или иначе связанные с обслуживанием туристов, - гостиницы, мотели, бары, рестораны, агентства по аренде лыж и велосипедов. Бизнесов, подобных учебному центру Феллоуза, немного, поскольку операторы горнолыжных курортов открывают собственные школы катания на горных лыжах. Реже новоприбывшие создают традиционный бизнес. Мэй Мантелл - графический дизайнер. Она основала собственное предприятие под названием Leverage Design, в котором работает одна и обслуживает компании, расположенные в горном районе Грин Маунтинс, штат Вермонт: делает визитные карточки, разрабатывает проекты интернет-сайтов. Два года назад Мэй Мантелл приехала в Вермонт из Силиконовой Долины. Однако работы, которую ей обещали, она так и не получила. "Я была в состоянии шока, - вспоминает Мантелл, - искала другую работу, но не находила". Прежде она никогда не задумывалась о создании собственного бизнеса, однако со временем была вынуждена брать заказы и в конце концов открыла собственный бизнес. Поначалу, чтобы сводить концы с концами, ей приходилось подрабатывать на стороне - клиенты, главным образом такие же малые предприятия, как и ее собственное, не могли тратить на дизайн крупные суммы. Со временем дела пошли лучше. "Я работала так, как если бы была в большом городе, - рассказывает Мантелл. - Я приехала сюда не любоваться горами, а за любимым человеком". Однако большинство "высокогорных предпринимателей" перебираются с равнин именно из-за любви к горам. Кек занимается горными лыжами, горным велосипедом и спускается по горным рекам на каяке. "Такая жизнь прекрасна! " - говорит он.

Феллоуз придерживается того же мнения. Он согласен, что компания по обучению катанию на горных лыжах требует массы энергетических затрат - и не только энергетических. Однако при этом Феллоуза не манит жизнь на равнине или работа в чужой компании. "Чтобы оплачивать то, чем я занимаюсь сейчас, надо быть миллиардером", - говорит он. (WSJ, Екатерина Кудашкина)