В свободный полет


Одна из крупнейших авиакомпаний России - "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) - уже в нынешнем году может стать частной. Как стало известно "Ведомостям", РФФИ и Минимущество обсуждают возможность продажи в 2003 г. 24,5% из 50,3% акций ДАЛ, принадлежащих государству. Среди потенциальных покупателей этого пакета - акционеры авиакомпании UTair и группа "Ист Лайн".

ДАЛ входит в пятерку крупнейших авиакомпаний страны. Компания выполняет регулярные рейсы по России и в страны СНГ, является основным авиаперевозчиком на Чукотку, Дальний Восток, Камчатку. Парк ДАЛ состоит из 24 самолетов (17 Ил-62, три Ил-96-300 и четыре Ил-76). Выручка ДАЛ за девять месяцев 2001 г. (более поздние официальные данные отсутствуют) - 3,4 млрд руб. Минимуществу принадлежит 50,3% акций ДАЛ, еще 49,68% контролирует совладелец тюменской авиакомпании UTair Дмитрий Копьев, а 0,02% распылены между мелкими инвесторами. До 2001 г. 100% акций ДАЛ принадлежали государству. Согласно плану приватизации в апреле 2001 г. 50% акций авиакомпании были распределены среди работников по закрытой подписке. Через несколько месяцев Минимущество попыталось оспорить итоги приватизации. Чиновники заявили, что оценщик, нанятый самим министерством, - компания "Экспертиза собственности" - оценил 50% акций ДАЛ слишком дешево, примерно в $2 млн (цена нового Ил-96 - около $30 млн. - "Ведомости"). Однако теперь чиновникам предстоит исправлять свою же оплошность в судебном порядке. За время, прошедшее с момента приватизации, частный пакет ДАЛ сменил четырех владельцев. Сейчас эти акции контролирует гендиректор Центрального инвестиционного агентства, член наблюдательного совета авиакомпании UTair Дмитрий Копьев. По словам пресс-секретаря Минимущества Александра Паршукова, пока министерству не удалось добиться признания приватизации ДАЛ незаконной. Сейчас в кассационных инстанциях рассматривается сразу несколько встречных исков по поводу спорных акций. Дмитрий Копьев считает, что спор удастся решить только в Высшем арбитражном суде "месяца через два".

Пока государство сохраняет оперативный контроль над ДАЛ: его представители занимают все места в совете директоров компании. Но уже в этом году контрольный пакет акций ДАЛ может оказаться в руках частных инвесторов. Как заявил "Ведомостям" источник в РФФИ, фонд предложил продать в 2003 г. еще 24,5% акций ДАЛ, оставив за государством только блокирующий пакет. "Данное предложение [пока] согласовывается с Минимуществом", - добавил собеседник "Ведомостей".

По словам руководителя департамента Минимущества Александра Бородина, сейчас в Минимуществе рассматривается дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации в 2003 г. Этот список будет направлен для утверждения в правительство до конца следующей недели (до 14 февраля). Но Александр Бородин категорически отрицает, что в список включена часть госпакета акций ДАЛ. "Это невозможно в принципе потому, что сейчас мы стараемся в судах доказать незаконность приватизации ДАЛ [в 2001 г.]", - добавил он. Заместитель гендиректора ДАЛ по экономике и финансам Александр Русс также говорит, что ничего не знает о возможной продаже 24,5% акций авиакомпании. О том же заявил "Ведомостям" Дмитрий Копьев (впрочем, он добавил, что обязательно будет претендовать на эти акции, если государство действительно решит продать их). Копьев отказался дать примерную оценку стоимости такого госпакета.

Аналитик компании "Проспект" Алексей Зайцев считает, что цена продажи 24,5% акций ДАЛ не превысит $4 млн. По его мнению, кроме UTair на этот пакет может претендовать группа "Ист Лайн". Группа управляет аэропортом "Домодедово", где базируется ДАЛ. А недавно авиакомпания "Ист Лайн" заявила о намерении создать альянс авиаперевозчиков, в который войдут и "Домодедовские авиалинии". Впрочем, в самом "Ист Лайне" отказались комментировать свое возможное участие в покупке акций ДАЛ.