И снова "Мурка"


Собственно, называть фестивалем однодневное мероприятие несколько странно. Скорее это был вечер звезд, которых собрал под своим крылом российский саксофонист Игорь Бутман. Благодаря своим феноменальным связям ему удалось пригласить артистов мирового ранга с прекрасными послужными списками. На сцене встретились люди, игравшие с Майлзом Дэвисом, Чиком Кориа, Джимми Смитом, Чарлзом Мингусом, Артом Блейки, Арчи Шеппом и даже Биллом Клинтоном. Гвоздем программы были, безусловно, заморские гости - Take 6 и Джой Де Франческо, однако с первых моментов концерта стало ясно, что и сам Бутман в тени не останется. Его биг-бэнд звучал блестяще и на редкость энергично - особенно учитывая особенности фирменного "российского" звука. Вместе с Бутманом на сцену вышел и трубач Валерий Пономарев, легендарный русский голос ансамбля Арта Блейки. Пономарев играл вдохновенно, в стиле того самого Клиффорда Брауна, место которого он занимал в упомянутом ансамбле. Лауреаты семи "Грэмми", вокальный секстет Take 6 из Алабамы, выбравшийся на сцену после Бутмана, незамедлительно снискал овации. Высокое качество исполнения, энергия, хорошие голоса, молодость да искренность - все это весьма воодушевило московскую публику. И тем не менее стоит уточнить, что из всего пропетого к джазу имела отношение только тема Майлза Дэвиса с классического альбома Kind of blue, которая была разыграна по ролям: поочередно мы услышали вокальные подражания трубе, тенор- и альт-саксофону, тромбону и контрабасу. За ними последовали религиозные хоровые песнопения (из тех, что поют на протестантских собраниях), в которых стал заметен крен коллектива в сторону старинных групп вроде Singles Unlimited. Дальше было забавнее: певцы вприпрыжку изображали современный вокальный стиль R`n`B, причем ярче всего выходили грохочущие удары барабанов и слэп-баса. Несмотря на то что у каких-нибудь DestinyХs child подобные шоу получаются не в пример веселее - "российская" публика все одобрила. Джой Де Франческо, полный итальянец в очках а ля Билл Эванс, играл со своим трио в середине второго отделения. Виртуозное владение органом его не спасло: во время первой же композиции, которая длилась 20 минут, в зале начались разговоры по мобильным телефонам, многие и вовсе отправились в буфет. Второй композицией стал бодренький "Мэкки-нож" из "Трехгрошовой оперы". Джой искренне радовался оживлению публики, которая, однако, на пятой минуте снова завяла. Если в середине 60-х отец джазового органа (и кумир Де Франческо) Джимми Смит доводил публику до исступления, то у Франческо случился полный cool jazz - занудный, неоригинальный, хотя и на 100% историчный. Под занавес на сцену вышла Лариса Долина, одетая под героиню фильма "Мы из джаза". Народная артистка начала с монтановской "Се си бон", потом спела "Джорджию", ставшую символом ее недавнего возвращения в джаз; потом еще несколько вечнозеленых композиций. Все они были исполнены на высочайшем техническом уровне, только, пожалуй, ее импровизации звучали несколько вымученно. В этом же натужном ключе получилась и заключительная Summertime. Дуэль Долиной и Бутмана показалась достаточно искусственной - демонстрация техники завершилась цитатами из "Каравана" и, конечно, "Мурки".

Несмотря на оглушительные аплодисменты по поводу многих номеров программы, нынешний "Триумф джаза" оказался значительно менее интересным, нежели прошлогодний. "Не стоит даже сравнивать, ведь в прошлом году у "Триумфа" был 10-летний юбилей", - заявляют организаторы, однако от сравнений здесь не уйти. Кажется, в 2002 г. было просто больше неожиданностей и сюрпризов. Больше джаза, в конце концов.