Для Пино война сумочек не кончена


Осенью 2001 г., когда Франсуа Пино одолел в долгой борьбе своего могущественного соперника Бернара Арно, получив контроль над компанией Gucci, мир моды поздравил его с победой в "войне сумочек". Однако сегодня многие в отрасли опасаются, что эта победа окажется пирровой.

Крайне неблагоприятная для модного бизнеса экономическая конъюнктура в сочетании с огромной суммой, уплаченной за Gucci, создает угрозу для империи Pinault-Printemps-Redoute (PPR), которую Пино строил в течение четырех десятилетий.

Gucci - в 1990-х считавшаяся образцом успеха в индустрии моды - сейчас страдает от резкого спада на туристическом рынке. Для Пино проблема может оказаться достаточно серьезной: он выиграл борьбу за Gucci, пообещав миноритарным акционерам, что купит у них все акции компании по цене $101,50, если их курс к марту 2004 г. будет ниже этой отметки. Сейчас акции Gucci торгуются по цене около $94. Для принадлежащей Пино корпорации PPR это может обойтись в $4,27 млрд. PPR уже пришлось продать ряд ее наиболее прибыльных активов, чтобы изыскать наличные для сделки по Gucci.

Надежды руководства PPR на возвращение Gucci к процветанию 1990-х достаточно шатки. Гендиректор Gucci Доменико де Соле и главный дизайнер Том Форд уже разбогатели на акциях модной компании, а их контракты заканчиваются в 2004 г. В настоящее время де Соле и Форд заинтересованы прежде всего в сохранении своей независимости от PPR в вопросах управления, а это плохо согласуется с желанием Пино получить максимальный контроль над Gucci. Пино начал скупать активы Gucci в 1999 г. К этому времени рынок предметов роскоши вырос до $100 млрд, утроившись по сравнению с 1992 г. Структура отрасли менялась: мелкие семейные фирмы уступали место гигантам вроде LVMH, принадлежащей Арно и владеющей 70 известными брэндами. Но и в новых условиях такие гиганты по-прежнему в значительной мере зависели от талантов отдельных дизайнеров. В одном из редких интервью Пино заявил, что, инвестируя в Gucci, он пошел на "рассчитанный риск". Ради приобретения Gucci Пино пришлось сократить свой пакет акций PPR с $12 млрд до $3,5 млрд, но предприниматель не жалеет об этом и считает, что инвестиция окупится.

До сих пор Пино успешно миновал риски и препятствия. Он начал свой путь в бизнесе 40 лет назад, купив небольшую лесопилку на деньги, занятые у тестя. "У меня не было ни образования, ни денег, ни связей, мои родители были крестьяне, - говорит 66-летний миллиардер. - Сейчас у меня есть немного денег и некоторые связи, но по-прежнему нет образования".

Превратив свою лесопилку в крупное деревообрабатывающее предприятие, Пино начал диверсифицировать бизнес. Он покупал самые разные компании - от судоходной фирмы в Африке до крупнейшей во Франции сети магазинов электроники. Некоторые его сделки в начале 1990-х вызвали немалый переполох среди миноритарных акционеров. Так, покупка сети парижских универмагов Le Printemps в 1992 г. даже привела к изменению французских законов, регламентирующих поглощения. "Учитывая, какие привилегии акционеры получили в результате, им бы следовало не ругать меня, а наградить медалью", - говорит Пино.

Особенно много споров вызвала его покупка облигаций в 1992 г. у терпящей убытки калифорнийской страховой компании Executive Life. На этих облигациях Пино заработал порядка $2,5 млрд, но, когда он позднее купил и саму Executive Life, прокуратура США начала расследование, заподозрив Пино в незаконной схеме с участием банка Credit Lyonnais. На вопросы по поводу обоснованности претензий к нему американских правоохранительных органов Пино ответил, что "они его не очень волнуют, поскольку он не сделал ничего противозаконного". Затем последовали новые сделки, в том числе такие заметные, как приобретение винодельческого хозяйства Chateau Latour и аукционного дома ChristieХs. Долгие годы Пино стремился приобрести бизнес, который позволил бы ему выйти за рамки французского и даже европейского рынка. И одним из привлекательных вариантов здесь представлялся модный бизнес.

Когда корпорация LVMH приобрела пакет акций Gucci, глава итальянской компании де Соле, не желавший становиться мелким винтиком в империи Арно, стал искать противовес LVMH. Роль противовеса сыграл Пино, выложивший $3 млрд за допэмиссию акций Gucci и получивший в результате пакет в 44%. Но доля LVMH в Gucci уменьшилась с 34% до 20%. Это взбесило Арно, и борьба за Gucci быстро превратилась в личный конфликт двух магнатов. В ход шли судебные иски и тактические сделки: Пино, в частности, выделил из бюджета PPR средства на покупку модного дома Yves Saint Laurent и ювелирного бизнеса Boucheron. Арно обвинял PPR в подкупе де Соле и Форда, в ответ сторонники Пино обвинили LVMH в краже конфиденциальной информации. Неприглядная распря завершилась мировым соглашением только осенью 2001 г. PPR купила у LVMH 20% -ный пакет акций Gucci, увеличив свой пакет до 53%. Но Пино пришлось взять на себя вышеупомянутые обязательства по отношению к миноритарным акционерам.

Соглашение было заключено 10 сентября, а уже на следующий день теракты в США нанесли тяжелый удар по мировым рынкам. Акции Gucci вскоре упали в цене, и адвокат предлагал Пино попытаться выйти из сделки, но предприниматель отказался от такого шага, боясь потерять доверие инвесторов. Акции Gucci дешевели, прибыль за первые 9 месяцев 2002 г. упала на 40%. Весной Standard & PoorХs понизила рейтинг долговых обязательств PPR. Финансовые трудности заставили PPR продавать ценные активы, в том числе прибыльную финансовую компанию Finaref. Большая часть вырученных денег идет на погашение долгов, остальное - на скупку акций Gucci. Нет ясности и в отношениях Пино с де Соле и Фордом. Эти руководители Gucci уже заработали на акциях компании солидные суммы: Форд только за последние три года выручил от реализации своих опционов более $145 млн, де Соле - более $15 млн. Впрочем, Пино утверждает, что сумеет за оставшиеся 13 месяцев выполнить свои обязательства перед акционерами. "Если ты не рискуешь, то не можешь считать себя предпринимателем", - говорит глава PPR. (WSJ, 12. 02. 2003, Александр Сафин)