ИНТЕРВЬЮ: Леонид Полежаев, губернатор Омской области


"Бешеный госзаказ уже не появится".

За те 12 лет, что Леонид Полежаев руководит Омской областью, военно-промышленный комплекс перестал быть основной отраслью экономики региона и постепенно превращается в просто промышленный. Рассчитывать на федеральную поддержку этого сектора губернатор практически перестал. Зато в малом бизнесе области теперь занято почти столько же народу, сколько в ВПК. А крупнейшим налогоплательщиком региона стала "Сибнефть", приобретшая Омский НПЗ.

В сентябре заканчивается второй губернаторский срок Полежаева, и, хотя считается, что он пользуется поддержкой Кремля, и пока единственный возможный конкурент для него - один из идеологов КПРФ Александр Кравец, Полежаев отказывается говорить, пойдет ли на выборы в третий раз.

- Как вы оцениваете экономическое состояние области? - Мы находимся в едином экономическом пространстве страны. Попытка говорить о создании какого-то оазиса была бы похожа на то, что кто-то пытается построить нравственность в одной комнате борделя. Тем не менее можно говорить о развитии совершенно новых секторов экономики - скажем, малого предпринимательства, - о возможности развития новых отраслей промышленности, например нефтегазодобычи, чего у нас в области не было еще 10 лет назад, или о совершенно новой структуре сельскохозяйственного производства и реформировании агропромышленного комплекса. Наконец, очень сложный оборонный комплекс. Существует большой миф об оборонном комплексе с высочайшими технологиями. Где-то они есть, но в целом я бы не сказал, что он обладает такими конкурентоспособными технологиями и продуктами производства. Тем не менее он существует и дает нам 200 000 рабочих мест, а это 600 000 человек, зависящих от ВПК. Вы же не скажете, что существует какая-то осмысленная программа конверсии оборонных предприятий в России? Разговоры есть, а программы как не было, так и нет. Значит, проблема использования мощностей, интеллектуального, технологического потенциала должна быть интересна мне, как руководителю региона. Поэтому за последние 10 лет мы заместили военные заказы, например, производством техники для нефтегазодобывающей промышленности (это делается сейчас на всех 20 военных заводах области). Заказы, которых мы выполняем на 1,5 млрд руб. в год, сохраняют и рабочие места, и заработную плату, пусть невысокую, и кое-какие бюджетные поступления. Аграрный сектор, машиностроение, малый и средний бизнес - три основных направления развития области. Малый бизнес сегодня - это 180 000 рабочих мест. Оборонка и малый бизнес дают по 20% ВВП области, только в малом бизнесе - ларьки, а в ВПК - огромные монстры, километровые цеха, огромная энергоемкость с огромными затратами на содержание и т. д.

- Продолжается процедура банкротства ГУП "Омсктрансмаш". В какой стадии она находится и как будет развиваться ситуация? Вам что-нибудь известно о том, что одна из крупных металлургических компаний намерена организовать там металлургическое производство? - На заводе введено внешнее управление. "Трансмаш" - второе после Нижнетагильского вагоностроительного завода танковое производство. Мощность этого завода - 1000 танков в год. Вы понимаете, какой был размах. Но танковый парк Российской армии перенасыщен, и ни омские, ни нижнетагильские машины армия закупать не собирается. Какое-то время "Трансмаш" прожил на двух заказах - поставили партии примерно по 50 танков Кипру и Южной Корее. Потом американцы схватились и стали давить нашу машину на всех рынках. Она выигрывала все международные выставки, но продать мы ее не можем. Пакистан купил бы с удовольствием, но мы не можем испортить отношения с Индией, поэтому Пакистан покупает украинские машины. Десять лет мы, по сути, содержали этот завод за счет областного бюджета, но сейчас я понял, что, если ориентироваться на танк, значит, мы завод похороним. Я это говорю вполне профессионально, потому что сам занимался этим заводом и сам был инициатором банкротства.

- Именно банкротства? Почему нельзя было его приватизировать? - Это государственное предприятие. И при приватизации мы не привели бы туда инвестора. Поэтому организовали там производство пропашных тракторов, сейчас ведем переговоры с белорусским заводом о постановке этих моделей на конвейер. Есть и другое направление: мы подписали соглашение с компанией "Мегатранскор", которая занимается проблемами производства вагонного парка, о том, что на части мощностей этого завода мы начинаем производить сначала железнодорожные узлы для вагонов, сертифицируем их, а в 2004 г. планируем выкатить первый вагон. Вагонный парк России добит до предела, любое оживление в экономике нашей страны мы сразу почувствуем по пробкам на железных дорогах. Поэтому востребованность железнодорожных вагонов колоссальная. По договоренности с Агентством по обычным вооружениям мы делим этот завод на три части: выделяем спецпроизводство - танки - с модернизацией старых моделей, поиском заказов, сохранением кадров. На освобождающихся мощностях развиваем тракторное производство примерно до уровня 5000 машин в год. И развиваем вагонное производство. Но для этого потребуются вложения, связанные с полным переустройством литейного цеха. За Уралом это будет единственное литейное производство. Уже сделано более десятка образцов вагонов, они отправлены в Научно-исследовательский институт МПС для сертификации. Мы считаем, что это наиболее правильный путь решения проблем оборонных заводов. Если кто-то сидит выжидает, что снова появится бешеный государственный заказ, то он не появится.

- Кроме "Мегатранскора" какие-нибудь другие компании проявляли интерес к заводу? Я имею в виду УГМК или "Евразхолдинг".

- Я не могу сказать, что интерес большой. Конечно, интересуются, потому что предприятие полностью сохранено, не продан ни один станок. Вагонное производство востребовано, оно дает хорошую рентабельность. Совершенно не случайно МПС здесь же, в Омске, введет в этом году завод по ремонту колесных пар мощностью до 70 000 в год, полностью оснащенный оборудованием Siemens. Это один из образцовых и регулируемых процессов трансформации оборонного предприятия. К схеме проявляют интерес многие...

- Но УГМК или "Евразхолдинг" пытались зайти на "Омсктрансмаш"? - На меня они не выходили. Возможно, они ведут переговоры с "Мегатранскором". Я думаю, они пока не готовы.

- Вы неоднократно требовали от Анатолия Чубайса, чтобы он сменил менеджмент "Омскэнерго"...

- Почему неоднократно? Я просто один раз ему поставил вопрос, что там негодный менеджмент. Что касается процедуры реформирования РАО, у меня с Чубайсом абсолютно идентичная позиция. Я понимаю, что нужно делать в энергетике, и не разделяю политизации этого вопроса, совершенно непонятно, по какой причине и к какому времени приуроченной. Речь же идет о неуклюжести или какой-то заданности действий руководителя энергокомпании. Без предупреждения в 30-градусный мороз отключается групповой водопровод, от которого питаются водой четыре района, 100 000 населения и 46 котельных. Для того чтобы разморозить систему, нужно 4 - 6 часов. Причем задолженности нет, а текущие платежи, как правило, осуществляются в течение месяца. Если у руководителя "Омскэнерго" возникли проблемы по поводу оплаты энергии этим групповым водопроводом, то он за два дня до отключения был у меня с рядом вопросов. Он мог предупредить, что есть такая проблема? Что такое для меня 700 000 руб. долга? Плевок. Этого не произошло. Поэтому я это расцениваю как политическую акцию, которая была совершена, чтобы сорвать расширенную коллегию Госстроя России, которая в тот момент здесь проходила и перекликалась с концепцией реформирования ЖКХ, которой я занимался, будучи членом президиума Госсовета, а потом продемонстрировать: "Вот видите, автор концепции разморозил даже собственную область, а потом еще России советует". Я это понял так, поэтому высказал свое мнение, что хороший менеджер так не делает.

- Чубайс ответил что-нибудь на вашу телеграмму? - Ничего не ответил. Когда я звонил, его не было. Я не считаю нужным по этому поводу открывать какую-то дискуссию. Я сделал то, что должен был сделать в рамках чрезвычайной комиссии. Мне, что ли, было бегать, обрывать телефоны и кому-то что-то доказывать? Или меры принимать? Хорош был бы губернатор, если бы я тут растерялся, а 100 котельных у меня бы разморозило.

- Производственное объединение "Полет", находящееся в Омской области, участвует в совместном российско-украинском проекте строительства боевого самолета Ан-70. Несколько месяцев назад вы заявили, что Минфин не выполняет своих обязательств по финансированию проекта. Из каких источников он финансируется сейчас? - Пока из региональных.

- Вам удалось достичь договоренностей с Минфином? - Я думаю, что мы ничего не добьемся от Минфина, кроме тех 35 млн руб., которые записаны в федеральной целевой программе и попали в бюджет. Больше мы не получим ни копейки. А судя по той реакции, которую высказывает руководство Военно-воздушных сил и [главком ВВС Владимир] Михайлов, - что эта машина негодна и не отвечает европейским и натовским требованиям и сертификатам, - я думаю, судьба этой машины обречена.

- Что тогда будет с заводом? - Конечно, мы рассчитывали на эту машину: в работе принимают участие десятки заводов. Есть правительственное соглашение между Украиной и Россией о производстве этой машины, и Украина ее уже производит в своих интересах. Ну а мы застряли на этом: за 35 млн руб. самолет не построишь. И даже на те 300 млн руб., на которые мы дали заводу льготу по уплате налогов в областной бюджет, и 100 млн руб., которые вложил в производство сам завод. Мне сейчас важно понять, идти ли дальше на эти невозвратные затраты, если машина не востребована, или прекратить эту работу и сосредоточиться на других изделиях, которые мы производим. Аэрокосмическим гигантом завод, конечно, уже не будет, но и бедствовать не станет. Я за него спокоен. Судьба этого проекта мне представляется такой: украинцы просто передадут документацию в НАТО, потому что они уже начали проектировать точно такую же машину, но для этого нужно 5 - 7 лет. Это машина XX в., жалко ее хоронить...

- У вас остались рычаги воздействия на федеральный центр? - Безусловно, я стараюсь включать все возможные рычаги. В 20-х числах февраля этот вопрос будет рассматривать правительство. Меня удивляет неожиданная перемена позиции руководства ВВС: у нас была полнейшая поддержка этой машины, и вдруг после назначения Михайлова разворот на 180 градусов.

- В сентябре прошлого года в процесс подведения итогов выборов в Горсовет Омска пришлось вмешаться даже председателю Центризбиркома Александру Вешнякову, который попросил Генпрокуратуру в порядке надзора проследить за делами, связанными с нарушениями в ходе голосования и фактами якобы неполучения депутатских удостоверений несколькими избранными коммунистами. У вас есть возможность повлиять на то, чтобы флер скандальности не окутывал следующие предвыборные кампании в регионе, и есть ли желание на это влиять? - А как можно влиять на выборы? Включать пресловутый административный ресурс? На что влиять? - Например, на то, чтобы результаты вовремя обнародовались... и чтобы удостоверения все получали...

- Нет, абсолютно. Это прерогатива только избирателей. Город Омск - это система местного самоуправления, там у нас вообще нет никаких возможностей. Если вы наблюдали за процессом, то я вообще не вмешивался и не выражал никакой реакции...

- Поэтому я и задаю этот вопрос...

- Я считаю, что делал правильно. Процесс должен был найти естественное разрешение в рамках тех структур, которые занимаются выборными кампаниями, в рамках исполнительной власти. Поэтому и конфликт сошел на нет, все выбралось...

- Насколько активно, по вашему мнению, в области развиваются партийные структуры? Они оказывают какое-нибудь реальное воздействие на политическую жизнь? - Процесс формирования партийных структур идет очень медленно. На фоне КПРФ, которая использует структуру КПСС и сидит на волне протестной части населения, эксплуатирует проблемы ЖКХ и реформы РАО ЕЭС, создание других партий идет очень медленно, потому что не сложилась еще такая культура. Многим партиям не доверяют. К тому же все партии пытаются создать в пределах Садового кольца и рулить ими оттуда. Я думаю, что, если партия не начинает расти с низовых ячеек, это гриб на сухой ножке. Даже "Единство" сегодня строится по такой же системе, сверху. Но люди хотят идти в партию не болванчиками, а самодостаточными людьми.

- В Омской области довольно популярны различные группировки националистического толка, в частности Русское национальное единство (РНЕ). Есть судебный запрет на деятельность РНЕ в области. Вам удалось прекратить фактическое существование этой организации? - Повод для развития националистических тенденций существует, и, к сожалению, есть питательная среда для них. Бороться за интересы русского народа, национальной общности нужно, но не таким способом, как это пытается делать РНЕ или другие организации, - это просто хулиганство.

- Каковы основные положения договора, заключенного в прошлом году между областной администрацией и Союзом журналистов России? - Он полностью находится в рамках действующего закона о СМИ. Мы еще раз подчеркнули, что признаем приоритет свободы слова, что общественно значимые проблемы должны обсуждаться публично, что мы против цензуры...

- В таком случае как вы можете прокомментировать появление на прошлой неделе письма Ассоциации омских журналистов и Омской организации профессионального союза журналистов, где говорится об ограничениях на доступ негосударственных СМИ к общественно значимой информации и попытках введения дополнительных ограничений на свободу прессы экономическими и административными методами? - Я свою позицию по этой проблеме выразил через вышеупомянутое соглашение, и мне нечего к этому добавить.

- В сентябре истекает второй срок ваших полномочий на посту губернатора. Каким образом вы намерены участвовать в новой предвыборной кампании? - Я не хотел бы сейчас отвечать на этот вопрос.

- Но местное законодательство позволяет вам выставлять свою кандидатуру на третий срок? - Позволяет... Но не всегда очевидное можно и нужно использовать для достижения каких-то целей. Мне нужно подумать.

БИОГРАФИЯ: Леонид Константинович Полежаев родился 30 января 1940 г. в Омске.

В 1965 г. с дипломом гидротехнического факультета Омского сельскохозяйственного института направляется на водохозяйственные стройки Казахстана.

С 1975 г. - начальник строительства канала Иртыш - Караганда.

С 1982 г. - первый заместитель председателя Карагандинского облисполкома.

С 1987 г. руководит Омским областным управлением мелиорации водного хозяйства.

С 1989 г. - заместитель председателя Омского облисполкома.

С 1991 г. - председатель Омского облисполкома. В том же году назначен главой администрации Омской области.

В 1995 г. избран, в 1999 г. переизбран на пост губернатора Омской области.

В 1994 - 1996 гг. возглавлял Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение". С 1993 г. по настоящее время - председатель Координационного совета по промышленной политике и конверсии в составе этой ассоциации. С 1995 г. - сопредседатель Консультационного совета глав администраций приграничных территорий России и Казахстана.

Член-корреспондент Российской и Международной академий инженерных наук. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Почета, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями "За трудовую доблесть", "За освоение целинных земель" и "300 лет Российскому флоту".

Женат, имеет двух сыновей, внуков.

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ: Омская область расположена в Западной Сибири. Регион занимает площадь 139 700 кв. км. На западе и севере граничит с Тюменской областью, на востоке - с Новосибирской и Томской, на юге граничит с Казахстаном. Численность населения - около 2,1 млн человек.

Основные отрасли экономики - ВПК, машиностроение, нефтепереработка и нефтехимия, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Крупнейшие налогоплательщики - "Сибнефть", завод "Росар" (входит в группу Sun Interbrew). Доходы консолидированного бюджета региона за 2002 г. - около 8 млрд руб., дефицит консолидированного бюджета - 164 млн руб.

На территории области разведаны месторождения кирпичных и керамзитовых глин, песков, торфов, сапропелей, бентонитов, известкового сырья, минеральных солей и лечебных грязей, термальных и минеральных вод. На севере разведаны запасы нефти и газа, крупное месторождение циркон-титановых песков.