"ЮКОС" спешит в Китай


"ЮКОС" решил увеличить поставки нефти в Китай, не дожидаясь решения российского правительства о строительстве нефтепровода в эту страну. По мнению аналитиков, нефтяная компания стремится застолбить перспективный рынок, пока высокие цены на нефть позволяют использовать для транспортировки относительно дорогие железнодорожные перевозки.

В 2002 г. Китай импортировал 69,4 млн т сырой нефти, из которых 4,4% пришлось на долю поставок из России. "ЮКОС" в прошлом году продал китайским компаниям около 1,9 млн т, консорциум Sahalin Energy (оператор российского проекта "Сахалин-2") - около 1 млн т, оставшийся объем поставила "Сибнефть". "ЮКОС" давно вынашивает планы масштабной экспансии на китайский нефтяной рынок. Для этого компания хочет построить трубопровод "Ангарск - Дацин" стоимостью $2,4 млрд, который должен обеспечить поставку нефти с ее месторождений в Восточной Сибири в Китай. Однако государственная транспортная компания "Транснефть" предлагает альтернативный вариант - строительство трубы из Ангарска в порт Находка, откуда нефть будет танкерами поставляться на азиатские рынки. Окончательное решение о маршруте трубопровода будет принято на заседании правительства в середине марта. При этом не исключен вариант, при котором будут построены оба нефтепровода.

Но пока чиновники не определились с маршрутом трубопровода, "ЮКОС" стремится увеличить поставки на китайский рынок доступным ему видом транспорта - железной дорогой. Как заявил глава пекинского офиса компании Сергей Присяжнюк, "ЮКОС" уже договорился с китайской Sinopec об увеличении поставок нефти до 1,6 млн т в 2003 г. и до 2,5 млн т в 2004 г. Поставки другой китайской нефтяной госкомпании - China National Petroleum Corporation (CNPC), по словам пресс-секретаря "ЮКОСа" Александра Шадрина, должны в этом году возрасти вдвое - до 2 млн т. "Планы поставок CNPC на 2004 г. пока являются предметом переговоров", - говорит Шадрин. Вся эта нефть будет перевозиться по железной дороге через территорию Монголии. По словам Александра Шадрина, если нефтепровод "Ангарск - Дацин" заработает к 2005 г., то "ЮКОС" полностью свернет железнодорожные перевозки в Китай, а высвободившиеся цистерны будут использованы для перевозки нефти в западном направлении.

Но пока что "ЮКОС", наоборот, сталкивается с проблемой нехватки железнодорожных цистерн. Шадрин говорит, что сейчас рассматривается возможность расширения мощностей пограничной станции Наушки, где под цистерны устанавливаются специальные тележки, рассчитанные на более узкую китайскую железнодорожную колею. Этими работами занимается российско-монгольское СП "ВостокАзияТранзит", в котором "ЮКОСу" принадлежит 66% акций. Представители "ЮКОСа" не раскрывают стоимость перевозки нефти в Китай по железной дороге. Но, по оценке аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Павла Кушнира, такие поставки обходятся компании вдвое дороже, чем если бы она транспортировала нефть по трубе. "Тем не менее "ЮКОС" предпочитает увеличивать поставки в Китай, стремясь тем самым застолбить местный рынок и обзавестись долгосрочными соглашениями еще до запуска нефтепровода", - полагает эксперт. Риск финансовых потерь при транспортировке по железной дороге при падении цен на нефть Павел Кушнир считает незначительным. "Их рентабельность сохранится при цене Brent выше $9 за баррель", - говорит он. Последний раз такая цена на нефть на Лондонской нефтяной бирже была зафиксирована в начале 1999 г., а вчера стоимость апрельского фьючерса этого сорта нефти превысила $34 за баррель. В то же время глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский неоднократно заявлял, что экспорт нефти по железной дороге станет невыгодным для российских компаний уже при цене нефти в $20 за баррель.