ВАЛЮТА: Условная либерализация


Сколько раз представители крупного бизнеса ходили к президенту, столько раз на самом высоком уровне говорилось о необходимости либерализации законодательства о валютном регулировании и контроле. И всем вроде бы понятно, что действующее законодательство никуда не годится, поскольку все ограничения обходятся и существует целая отрасль рынка финансовых услуг по обходу валютного законодательства. Да и законодательства-то у нас сегодня нет, есть федеральный закон 1992 г. на двух страницах, суть которого: в России есть валютное регулирование, все остальные вопросы регламентирует Центральный банк.

И вот наконец правительством разработана и внесена в Государственную думу новая редакция закона о валютном регулировании и контроле. Разработчики по-своему поняли лозунг "валютная либерализация". Концепция закона такова: при сохранении требования об обязательной репатриации экспортной выручки все валютные операции осуществляются без ограничений, резиденты свободно открывают счета в зарубежных банках, расположенных на территории стран - участниц ОЭСР. Правила валютного регулирования выглядят очень привлекательными. Но есть ряд исключений из этих правил. Правительство и Центробанк оставляют за собой право в любой момент без объяснения причин вводить ограничительные меры в виде обязательного резервирования средств (до 100% от суммы операции), установления требований к формам расчетов, определения режимов счетов. Эти ограничения могут быть введены в отношении любых операций с ценными бумагами, выдачи и получения любых кредитов и займов, любых предоплат и предоставления отсрочек платежа свыше определенного срока, операций по купле-продаже иностранной валюты, других операций. То есть, как видно из перечня, ограничения могут быть введены в любой момент в отношении обычных с точки зрения мировой практики операций, без которых осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно или затруднительно. Выдерживая традиции действующего законодательства, порядок и условия введения таких ограничений устанавливаются не федеральным законом, а правительством и Центробанком. При этом представители правительства открыто заявляют, что закон о валютном регулировании и контроле не может быть документом прямого действия, поскольку ограничительные меры должны вводиться без четких условий в зависимости от ситуации.

Кроме того, законопроектом установлена дата "перехода к коммунизму" - 1 января 2007 г., момент, когда отменяются все упомянутые ограничения, за исключением обязательной репатриации экспортной валютной выручки. До 2007 г. инвесторам предлагается жить в условиях постоянной угрозы введения упомянутых выше ограничений. Что же в этом страшного? А вот что. Фондовый рынок в России будет полностью уничтожен и вытеснен за рубеж, поскольку резервирование средств при каждой операции с ценными бумагами инвесторам вряд ли понравится, да и технически неосуществимо. Что касается остальных секторов экономики, то, следуя нормальной экономической логике, риск введения ограничений по валютным операциям будет учтен в издержках инвесторов, что повысит стоимость заимствований и приведет к снижению конкурентоспособности российских товаров. Более того, разработчики открыто заявляют, что указанные меры будут вводиться не в ответ на какую-либо кризисную ситуацию, а в целях ее предотвращения. Следуя нормальной логике регулирующего органа, правительством и Центробанком будет вводиться как можно больше ограничительных мер, не важно, существует или нет реальная угроза для экономики. Если угрозы не было, можно будет сказать: вот, мы ввели ограничительные меры и предотвратили угрозу.

Разработчики, как это принято, ссылаются на международный опыт, в частности на опыт Чили, где, по словам представителей Центробанка, используются ограничительные меры, аналогичные предлагаемым российским правительством. Но, как это всегда бывает, чиновники, схватившись за какую-либо идею, реализованную в других странах, не изучают вопрос до конца.

Действительно в 1991 г. в Чили появился институт обязательного депонирования притока капитала. Механизм этот был введен в условиях кризиса и высоких процентных ставок и работал следующим образом. Иностранный инвестор при осуществлении ряда операций по инвестированию в Чили своих средств обязан был разместить в Банке Чили годовой беспроцентный депозит в размере 30% от суммы операции либо единовременно уплатить сумму, равную финансовым издержкам по размещению такого депозита. Надо отметить, что требование о депозите не распространялось на прямые инвестиции и взносы в уставный капитал чилийских компаний. Кроме того, весь механизм касался только притока капитала, тогда как ограничений по вывозу практически не было.

Механизм был фактически отменен в сентябре 1998 г. Оценки иностранных инвесторов и чилийских резидентов в отношении механизма обязательного депонирования были однозначны: на короткий срок этот механизм, может быть, и помог стабилизировать курс национальной валюты, но в долгосрочной перспективе само наличие этого механизма являлось неприемлемым. К тому же заинтересованные субъекты рынка довольно оперативно разработали эффективные инструменты по обходу этих ограничений, что подчеркнуло их экономическую абсурдность. Поэтому, по оценкам специалистов, этот институт вряд ли будет реанимирован в Чили или еще где-либо.

В целом же, по словам разработчиков, все ограничительные меры якобы направлены на предотвращение притока и оттока краткосрочного спекулятивного капитала, нежелательного для национальной экономики. По сути, речь идет о попытке практического внедрения концепции Джеймса Тобина, нобелевского лауреата, предложившего в свое время теорию о налоге, которым следует обложить спекулятивные валютные операции на мировых рынках. Следует отметить, что концепция "налога Тобина" предполагала введение международного налога одновременно во всех странах на основе межстрановой координации макроэкономической политики. Одновременно Тобином была доказана неизбежность негативных экономических последствий одностороннего введения такого налога в отдельно взятой стране.

Необходимо отметить, что депутатами Госдумы, представляющими весь ее политический спектр, по инициативе РСПП разработан и внесен в Думу альтернативный законопроект о валютном регулировании и контроле. Этот законопроект лишен указанных выше недостатков и базируется на принципах радикального сокращения норм непрямого действия, требующих издания подзаконных нормативных актов, безусловной отмены обязательной продажи валютной выручки, уравнивания в правах резидентов и нерезидентов, ограничения права правительства и Центробанка принимать какие-либо чрезвычайные меры.

Какой бы из законопроектов ни был взят депутатами за основу, законодатели должны в окончательном виде принять такой закон о валютном регулировании и контроле, который будет отражать реальные потребности экономики и способствовать росту инвестиционной привлекательности страны как для внутренних, так и для внешних инвесторов, а не обслуживать интересы желающих уйти от ответственности чиновников.

Автор - заместитель руководителя комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП