НАЛОГИ: Как заставить МНС не цеплять нам НДС


В последнее время власти озаботились проблемами малого бизнеса, созданием для него приемлемых условий, в первую очередь в вопросах налогообложения. К сожалению, органами госвласти внимание к индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям уделяется по остаточному принципу. Несмотря на декларации на самом высоком уровне. На такое отношение властей малый бизнес отвечает взаимностью. По данным Госкомстата, в 1999 - 2001 гг. наблюдалось устойчивое сокращение количества малых предприятий. Немногим отличаются и данные по индивидуальным предпринимателям - хотя их количество за этот же период возросло и составило около 4,5 млн человек, относительно всего занятого населения России доля индивидуального предпринимательства также неуклонно падает (с 11,2% в конце 1999 г. до 9,8% в 2001 г.).

В 2002 г. наметились определенные сдвиги и наконец был принят целый ряд принципиальных решений в отношении малого бизнеса. Конечно, можно спорить о качестве таких решений, но это все же шаг вперед. С начала этого года вступили в силу два специальных налоговых режима для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Еще до введения специальных налоговых режимов малому бизнесу было разрешено использовать освобождение от уплаты НДС, причем право на освобождение теперь предоставляется в уведомительном порядке - т. е. для этого не требуется, как раньше, получение разрешения налогового органа. Многие предприниматели на собственном примере смогли оценить разницу.

Казалось бы, вопрос решен, однако на практике освобождение от НДС обернулось искусственно созданной проблемой. Налоговые органы начали требовать от налогоплательщиков, использовавших право на освобождение от уплаты НДС менее 12 месяцев (статья 145 НК) и перешедших на упрощенную систему налогообложения, восстановить и уплатить НДС за весь период использования права на освобождение. Информация о подобных фактах поступила из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова. Для многих предпринимателей это требование оказалось полной неожиданностью. Чем же мотивированы действия налоговых органов? Здесь можно выделить три аспекта проблемы: правовой, фискальный и политический.

С правовой точки зрения требования налоговых органов абсолютно незаконны. Так, в Налоговом кодексе сказано, что налогоплательщик, использующий освобождение от НДС, не вправе отказаться от такого освобождения до истечения 12 месяцев с начала его использования. Причем отказ от освобождения означает восстановление обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. Напротив, налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся импортерами, вообще не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, т. е. при переходе на этот налоговый режим они не "отказываются" от освобождения, а вообще исключаются из списка налогоплательщиков. Похоже, в налоговом ведомстве не видят или не хотят видеть очевидную разницу.

За этим может скрываться желание налоговых органов улучшить показатели по сбору доходов в бюджет. Однако сложно ждать от подобных шагов положительного эффекта. Скорее, наоборот, требование уплатить налог задним числом вынудит многих предпринимателей обращаться в суд за защитой своих прав. А у налоговых органов при столь слабой правовой позиции шансов на вынесение решения в их пользу практически нет. Но главным негативным политическим следствием очередной акции налогового ведомства по дополнительному сбору налога является то, что тем самым дискриминируется сама идея налоговой реформы, которая и так сопряжена с многочисленными сложностями. Подобная позиция МНС усиливает критические настроения налогоплательщиков по отношению к реформе, а также недоверие к государственной власти в целом. На этом фоне становится вполне объяснимым, почему, по данным того же МНС России, из 5 млн индивидуальных предпринимателей на новую упрощенную систему перешли только 0,3 млн, а из 800 000 малых предприятий - только 200 000.

Автор - депутат Государственной думы РФ, член комитета по бюджету и налогам