ING пересматривает прибыль


Через несколько недель после объявления о получении прибыли в 2002 г. в размере 4,3 млрд евро ($4,57 млрд) нидерландская финансовая группа ING Group сообщила, что понесла по итогам того же года убыток в 9,6 млрд евро ($10,2 млрд). Неожиданное заявление обрушило акции ING, хотя было обусловлено прозаической причиной: в первый раз ING сообщила результаты по нидерландским стандартам бухгалтерского учета, а во второй - по американским. Разница возникла из-за различий в учете нематериальных активов при поглощениях.

После того как ING в понедельник объявила результаты своей деятельности по стандартам US GAAP, ее акции на торгах в Амстердаме упали на 9%. Однако инвесторы быстро поняли, что разница в цифрах, пусть и столь значительная, обусловлена лишь различиями в стандартах учета, а не ухудшением финансового положения ING или какими-либо сомнительными действиями компании. В результате по итогам дня акции выросли на 8,1%; АДР ING на торгах в Нью-Йорке выросли на 9,6%. "Это никак не связано с реальными результатами деятельности [ING] или с оценкой притока наличности, - говорит Том Беннетт, аналитик BNP Paribas. - Это лишь представление документов, подготовленных по стандартам US GAAP для подачи в Комиссию по ценным бумагам и биржам США".

Случай с ING стал еще одним примером различий между европейскими и американскими стандартами бухгалтерского учета. О разнице в показателях объявили также испанская телекоммуникационная компания Telefonica и французская France Telecom. Кроме того, ING пришлось сделать свое объявление в не слишком удачное время. В конце февраля другая нидерландская компания, Ahold, занимающая 3-е место в мире по розничной торговле продуктами питания, сообщила, что ее операционная прибыль была завышена более чем на $500 млн. Бухгалтерские махинации в Ahold заставили инвесторов вспомнить о том, что год назад прибыль компании по GAAP оказалась на 90% ниже, чем по нидерландским правилам бухучета. Разница в показателях ING объясняется чисто "бумажным" фактором. До недавнего времени компании и в США, и во многих странах Европы списывали стоимость нематериальных активов (которая определяется как разница между ценой покупки активов и их текущей балансовой стоимостью) в течение длительного периода. Однако с начала 2002 г. в США вступило в силу положение, по которому компания должна раз в год проводить оценку стоимости актива, сравнивая цену, которую она заплатила при его покупке, со справедливой стоимостью этого актива в настоящий момент. Если стоимость нематериальных активов купленной компании сократилась ("подешевели" такие ее активы, как деловая репутация, контакты, клиенты, кадры, потенциал роста прибылей и т. д., которые получили денежную оценку при ее поглощении), разница между ценой покупки и текущей стоимостью актива должна сразу списываться. ING, предоставляющая страховые и банковские услуги в 65 странах, заявила, что списание стоимости нематериальных активов по US GAAP обусловлено в основном неоправдавшимися ожиданиями, которые группа связывала с покупкой в США в 2000 г. страховой компании ReliaStar Financial и двух подразделений страховой компании Aetna. ING заплатила за них $10,1 млрд. "Было ясно, что [у ING] проблемы в американских операциях, и ей пришлось признать этот факт", - говорит Барт Хорстен, банковский аналитик F. Van Lanschot Bankiers в Амстердаме. Списание связано также с рядом поглощений в Латинской Америке и Азии. (WSJ, FT, 18. 03. 2003, Михаил Оверченко)