ВОЙНА: Что дальше?


Соединенные Штаты начали войну с Ираком. Последствия американского шага были ясны еще до начала военной кампании, но теперь один из вероятных сценариев развития ситуации стал реальностью.

В военно-технической области очевидными являются две вещи. Первое - не связывайтесь с американцами, если у вас нет ядерного оружия и возможности доставить его до территории США. Еще в 1991 г. стало ясно, что США являются мировым лидером в области обычных вооружений. За прошедшие 12 лет это превосходство превратилось в подавляющее и абсолютное доминирование. В этом смысле судьба режима Саддама Хусейна решена, вопрос лишь в том, сколько он сможет продержаться и как конкретно будет выглядеть его крах. Например, найдет ли он мужество погибнуть в бою, став таким образом новым арабским героем, или будет позорно выдан собственными соратниками, многие из которых, возможно, захотят отплатить диктатору за годы или даже десятилетия постоянного страха и унижений.

Однако чем более быстрой и сокрушительной будет американская военная победа, тем очевиднее станет простая и малоприятная мысль - любая страна, которая опасается стать жертвой американских репрессий, должна позаботиться о наличии у нее ядерного оружия и средств его доставки до территории США. Причем способы доставки, скорее всего, не будут ограничиваться традиционными ракетами, получение которых, помимо сложности и дороговизны, еще и невозможно скрыть. В результате появляется поле для сотрудничества между находящимися под угрозой режимами и международными террористическими сетями. Заметим в скобках, что такое сотрудничество возникло между Саддамом и фундаменталистами буквально в последние годы или даже месяцы, в прошлом же светский националистический режим в Багдаде был одной из главных целей для религиозных фанатиков.

Второй сюжет, который будет находиться в центре внимания в ближайшие дни или недели, - это вероятность возникновения городских боев. Единственная возможность для Хусейна не победить, но хотя бы выиграть время - это втянуть американские войска в городские бои. С политической и военной точки зрения городская война крайне нежелательна для США. Во всех конфликтах последних десятилетий атакующая армия несла в них большие потери. Так было в Иерусалиме в 1967 г., в Суэце в 1973-м, в Грозном в 1995 и 2000 гг. Разрушение городских зданий или целых кварталов немедленно вызовет нежелательные реминисценции со Сталинградом и Грозным, и каждый новый день боев будет их только усиливать. Вообще, следует отметить, что, хотя большая часть человечества живет сейчас в городах или даже мегаполисах, современные армии почти не имеют опыта широкомасштабных городских боев. Если не считать Грозного и относительно ограниченных столкновений в арабо-израильских войнах, последние действительно масштабные сражения такого рода велись в Берлине почти 60 лет назад. Ни техника, ни подготовка современных армий не являются адекватными такого рода военным действиям. И это - еще один сигнал для потенциальных жертв новых американских силовых упражнений.

Что дальше? В действительности самое интересное начнется после завершения военной операции. США должны будут решить две проблемы колоссальной сложности. Во-первых, Вашингтон, возможно, должен будет решать задачу по национально-государственному переустройству всего региона, ибо нельзя исключать развала Ирака - страны с этноконфессиональной точки зрения сложной, а исторически - слабо легитимной. После Первой мировой войны такую же задачу решали англичане - хорошо ли, плохо ли - судить арабам. США таким опытом не обладают, а исторически всегда были склонны к решению задач по техническому, а не социальному инжинирингу.

Вторая проблема еще более сложная и масштабная. Судя по всему, американское военное и политическое руководство поставило перед собой задачу не просто сменить режим Хусейна, но сделать послевоенный Ирак витриной современного вестернизированного общества на мусульманском Востоке. До сих пор примером наиболее успешной модернизации мусульманской страны является Турция, но кемалистская революция происходила в особом и неповторимом контексте после Первой мировой войны. Кроме того, эта революция помимо задач по модернизации несла еще и сильный националистический или, если угодно, национально-освободительный заряд. Социальная модернизация Ирака будет проводиться внешней силой и в условиях, когда доминирующей тенденцией в странах исламского культурного ареала является рост антизападных и антимодернизаторских настроений. В случае успеха такой модернизации в Ираке будет создана привлекательная альтернатива фундаменталистскому исламскому проекту, торжество которого кажется сегодня почти неизбежным. Провал или затягивание в деле создания демократической витрины для арабского мира сделает более вероятным мрачный хантингтоновский сценарий конфликта исламской и западной цивилизаций.

Автор, директор Центра анализа стратегий и технологий