Инструкция по выживанию


Широкая российская публика мало знакома с классическим американским ритм-н-блюзом второй половины 60-х гг. Возрожденные Four tops, The impressions или The supremes, наверное, никогда бы не собрали "Россию". Но на Глорию Гейнор люди исправно приходили два дня подряд. Песня I will survive, записанная в 1979 г., относится к периоду, когда у нас потихоньку стали издавать западные пластинки. Одной из дозволенных забав конца 70-х как раз и стал диск с названием Love tracks, которое на фирме "Мелодия" перевели как "Пути любви". С этого диска все у нас и началось.

Гейнор, к слову сказать, начала свою карьеру значительно раньше; и ее успех c самых первых дней был основан на исполнении заводных хитов, написанных черными авторами Motown в середине 60-х гг. Прелесть прошедшего концерта и заключалась в переплетении старых и новейших вещей (с альбома I wish your love, первого официального издания за последние 15 лет).

В отличие от другой королевы диско - Донны Саммер, Гейнор никогда не была секс-символом, а ее вещам не хватало той остроумной подачи, которая сделала знаменитой Донну. Но в то время как Саммер всячески открещивается от своих эротичных воздыханий в Love to love you baby, Гейнор продолжает петь то, что пела 30 лет назад. В "правильном" диско ничего не меняется - и рядом с последними хитами обязательно представлены вечнозеленые композиции.

Традиция на концертах в "России" была представлена широко и ярко. Для большинства слушателей, правда, это оказалось полной неожиданностью, и они недоумевали: Ev\'rybody wants to rule the world... - неужели это тоже ее песня? A мы ее знали в основном по версии Tears for fears. Подобно тому, как исполненную Глорией Killin\' me softly в России полюбили в недавнем выхолощенном исполнении Fugees. Кстати, будь публика поживей, Глория спела бы и I got you Джеймса Брауна. Особое место в программе занимали композиции на религиозные темы. Надо сказать, что духовные песнопения Глории Гейнор ничем не отличались от остальной программы - так же динамично и жестко они звучали. Никто бы не понял, про что они, если бы не комментарии самой певицы: "Вот песня о моей первой любви (пауза). Но это не мой муж. Это наш Господь, Иисус Христос".

Музыканты Глории отработали на все сто. Люди, что приехали с Гейнор в Москву, настоящие ревнители жанра. Это было абсолютно каноническое соул-представление, с мощными интерлюдиями, вступлениями и кодами. Клавишник припрыгивал, бас-гитарист путался в проводах, девушки на подпевках извертелись, демонстрируя свое воодушевление. Танцы, по идее, должны были бы начаться уже на второй вещи, когда Гейнор запела забойный хит братьев Холланд и Дозьер (главных авторов "Мотауна") Reach out (I\'ll be there). Но народ встал лишь на первых монументальных фортепианных аккордах легендарной I will survive. Гейнор встала в позу пророка, ее лицо приняло необыкновенно серьезное выражение, она раскинула руки в стороны, после чего семь минут публика хлопала и подпевала.

Но в целом программа Гейнор разбилась о непроницаемый лед аудитории. Музыканты выложились, а публике передалась лишь малая часть их энергии. Возможно, опять виноват фирменный "российский" звук - в первых двух вещах он ужасен: большая бочка била как по голове и странно диссонировала с плоским звуком остального ансамбля, в котором было два клавишника, два перкуссиониста, духовая секция, гитаристы... "Западнический" крен в программе зала "Россия" сам по себе вызывает только радость, но упирается в слабую техническую оснащенность и концептуальную непригодность зала к концертам "зарубежной эстрады". Если звук улучшен не будет, останутся лишь грустные рецензии на хорошие концерты или, как пелось в другой классической песне братьев Холланд, sad souvenirs.