Рекордный убыток Goodyear


Goodyear Tire & Rubber, крупнейший в США производитель автопокрышек, по итогам IV квартала 2002 г. зафиксировал самый крупный квартальный убыток компании за всю 105-летнюю историю - $1,1 млрд. Пытаясь преодолеть кризис, компания готовится к кардинальной реформе своего крупнейшего североамериканского подразделения, для чего уже привлекла новый заем от банков-кредиторов.

Столь значительные убытки Goodyear объясняет тем, что именно на конец 2002 г. пришлись крупные платежи компании по отсроченным налогам на сумму $1,08 млрд. Кроме того, на показателях негативно сказались рост цен на сырье и проблемы со сбытом. В денежном выражении продажи компании в IV квартале 2002 г. даже выросли - на 1,7% до $3,53 млрд. Но физические объемы продаж снизились на 1,7% до 53,6 млн покрышек. При этом в США продажи упали особенно заметно - на 8,5%.

Goodyear уже предприняла меры, которые, как она полагает, позволят вновь вернуться к ликвидности. Так, на позапрошлой неделе компания успешно завершила переговоры с рядом банков-кредиторов о продлении кредитной линии на сумму $3,3 млрд. Это, по мнению заемщика, позволит избежать кризиса ликвидности в течение ближайших двух лет.

Теперь компания намерена приступить к крупномасштабной реструктуризации. Прежде всего реформа коснется североамериканского подразделения Goodyear, которое дает компании около половины ее выручки. "Наша цель - получать прибыль [в этом регионе]", - заявил гендиректор Goodyear Роберт Киган. Ранее предпринятые меры - увольнение более 1500 сотрудников, сокращение пенсионных обязательств и приостановка выплаты дивидендов - лишь "первая фаза" начатой реформы, говорит Киган. Сейчас компания ведет переговоры о заключении нового трудового договора с профсоюзами, представляющими около 16 000 рабочих девяти заводов компании в Северной Америке. Goodyear уже заявила о намерении добиваться более выгодных для себя условий.

Новые заявления Кигана, озвученные в четверг, явно воодушевили инвесторов. Акции Goodyear на нью-йоркской NYSE выросли на 6,4% до $5,76 за акцию. Тем не менее руководство компании отказывается раскрыть все детали плана вплоть до 30 апреля, когда будут объявлены результаты за I квартал 2003 г. Эксперты полагают, что в этот день компания объявит о еще более радикальных мерах по сокращению издержек. Goodyear страдает от избытка производственных мощностей в Северной Америке, говорят эксперты, и компании скорее всего придется закрыть еще несколько предприятий и пойти на новые увольнения. По мнению аналитика Deutsche Bank Securities Рода Лаше, чтобы создать конкурентоспособную структуру в Северной Америке, Goodyear, вероятно, придется закрыть не менее четырех заводов. Эксперты полагают, что Goodyear жизненно важно восстановить рентабельность своего североамериканского подразделения, чтобы окончательно не потерять доверие кредиторов. Род Лаше считает, что менеджменту Goodyear необходимо убедить акционеров и инвесторов в том, что компания будет твердо придерживаться намеченного плана. "[Акционеры] будут очень осторожны, принимая во внимание то, что компания исторически плохо выполняет собственные реформаторские начинания", - указывает Род Лаше. (WSJ, использованы материалы FT, 4. 04. 2003, Владимир Волков)