ВАЛЮТА: Курс на инфляцию


Центробанк объявил о смещении акцентов в своей денежной политике: решено отказаться от поддержки доллара ради борьбы с инфляцией. Последовавший вслед за этим обвал американской валюты на внутрироссийском рынке открывает незавидные перспективы для долларовых накоплений, а в конечном итоге и для новой политики ЦБ.

Традиционные рецепты.

На первый взгляд действия Центробанка логичны. Падение курса иностранной валюты уменьшит стоимость импортных товаров в потребительской корзине. А дешевый доллар будет пользоваться повышенным спросом на рынке, и это освободит ЦБ от необходимости масштабной скупки валюты в свои резервы с присущей этому процессу денежной эмиссией. Даже если такие покупки продолжатся, они потребуют меньше издержек.

В итоге финансовая система перестанет накачиваться избыточной ликвидностью, которая ранее с лагом в несколько месяцев неминуемо вела к росту цен. Параллельно ЦБ начнет более активно привлекать от коммерческих банков свободные денежные средства, и процесс стерилизации будет продолжаться до той поры, пока не прекратится "голландская болезнь".

Такая вот модель, обычно рекомендуемая в подобных случаях экспертами от МВФ и учеными-теоретиками. Только поможет ли властям ее реализация сдержать инфляцию? Нет сомнения, что жизнеутверждающие новости о ежедневном снижении курса доллара к рублю послужат какое-то время эффективной антиинфляционной мерой. Ведь у продавцов товаров исчезнет аргумент в защиту повышения цен.

Однако, если вал ликвидности продолжит расти прежними темпами, ценовой взлет неизбежен вне зависимости от инфляционных ожиданий. Успех мероприятия будет зависеть от того, прекратит ли ЦБ колоссальные по объему закупки валюты. Можно смело утверждать, что это произойдет лишь в одном случае - если будет глубокое и, главное, быстрое падение доллара. Глубокое - это рублей до 20 за доллар, а быстрое - в течение недели, максимум месяца. Готовы ли власти к такому повороту событий? Вряд ли. Значит, предполагается медленное, контролируемое снижение курса валюты, по несколько копеек в день на протяжении многих месяцев. Но такая тактика приведет к результатам, прямо противоположным ожидаемым.

Фактор инфляционного риска.

На руках у населения находятся десятки миллиардов долларов, и оно не может безучастно наблюдать за манипуляциями с курсом принадлежащей ему валюты. Как только начинается обесценивание долларовых сбережений, многие вытаскивают их из-под матрацев и мчатся сдавать дешевеющий актив. По котировкам обменных пунктов видно, что этот процесс уже идет: банки готовы продавать доллары по цене, которая ниже официального курса ЦБ. Значит, у них очень много дешево купленной валюты.

Россияне пока что тратят большую часть своей рублевой выручки на покупку евро. Фактически проводится обмен одной валюты на другую, и в нем рубли играют лишь посредническую роль. Но скоро, по мере снижения рублевой оценки евро, начнется ее ажиотажный сброс и массовый переход в рубль.

Вот тогда в коммерческие банки народ понесет многомиллиардные суммы иностранной валюты, они будут продаваться ЦБ, а тот станет эмитировать против них сотни миллиардов рублей. Что произойдет с этой денежной ликвидностью, попавшей в руки населения, нетрудно представить. С прилавков будет сметаться любой товар, который хоть как-то поможет защитить сбережения от обесценивания.

Альтернативы нет. Наивно ожидать роста "народных" депозитов в коммерческих банках по ставке процента, которая уже сегодня ниже уровня инфляции. А повышать ее в условиях избыточного предложения денег не согласится никто, кроме банков-авантюристов. Таким образом, валютная наличность из нейтрального для потребительского рынка средства накопления быстро превратится в средство платежа, в мощный инфляционный фактор.

Среди юридических лиц также наметилась устойчивая тенденция массового перехода из иностранной валюты в рубль. Государственные внутренние заимствования и сделки по привлечению Банком России депозитов расчищают для "горячего" иностранного капитала широкое поле деятельности и искусственно завышают доходность спекулятивных операций. Судите сами, владелец долларов США, который в начале февраля обменял их на рубли и затем купил на вторичном рынке, например, только что выпущенные облигации федерального займа, мог через два месяца закрыть свою позицию с сумасшедшей валютной прибылью в 130 - 140% годовых! Это в сотню раз больше, чем текущая ставка международного банковского рынка, и это громадный стимул новых продаж иностранной валюты. Доходность, конечно, упадет, но все равно она останется привлекательной для крупномасштабных портфельных инвестиций в рублевые активы. Особенно если политика так называемого "укрепления национальной валюты" будет и дальше широко рекламироваться денежными властями.

Научная фантастика.

Идея сдерживания инфляции посредством проведения властями заемных операций на открытом рынке принадлежит жанру научной фантастики. В ЦБ несут не те деньги, которые могут повлиять в текущем режиме на потребительский рынок, а совсем другие. Смешно полагать, что можно отвлечь кого-то от покупки товара, заинтересовав ставкой процента, которая нисколько не защищает сбережения от инфляции.

Крупнейшим источником привлекаемых ЦБ средств служат временно свободные остатки на корсчетах коммерческих банков. Это те средства, которые фактически принадлежат клиентам, и их в принципе невозможно "проесть". Между тем Банк России платит проценты в качестве вознаграждения за участие в бесполезном процессе стерилизации, причем за счет новой рублевой эмиссии. Ее совокупный объем с течением времени становится соизмерим или даже превышает величину привлекаемых средств. Получается, что денежные власти стерилизуют ликвидность, появившуюся в результате самого процесса стерилизации. Возводимая ими пирамида долга находится под постоянной угрозой обрушения. Политика активного привлечения властями денежных средств приводит к оттоку относительно дешевых ресурсов с кредитного рынка, лишает реальный сектор экономики возможностей развития.

Тем самым ни снижение курса иностранной валюты, ни операции по стерилизации ликвидности нельзя считать эффективными антиинфляционными мерами. Они затрудняют лечение "голландской болезни" и приводят к побочным заболеваниям: размывается база экономического роста, полученная в результате глубокой девальвации национальной валюты, наращиваются долги. Страна быстро скатывается к очередному кризису.

Простых решений нет.

Некорректно противопоставлять две задачи - борьбу с ростом цен и поддержание стоимости иностранной валюты на внутреннем рынке. Эти задачи тесно связаны. Достижение низких темпов инфляции в России возможно лишь на базе постоянно растущего или, по крайней мере, стабильного курса доллара США к рублю.

Но этого, конечно, мало. Необходим комплекс мер по стабилизации цен потребительского рынка: стимулирование роста отечественного товарного производства, исправление структуры национальной экономики, вытеснение из страны иностранной валюты и расширение сферы обращения российского рубля.

Автор - председатель совета Московской международной валютной ассоциации